На днях в Астане премьер-министр Карим Масимов принял делегацию Евросоюза во главе со специальным представителем ЕС по Центральной Азии Пьером Морелем. Встреча прошла в закрытом для журналистов формате. Но, как сообщила пресс-служба главы правительства, один из обсуждаемых вопросов касался транспортировки нефти.
В ходе встречи Пьер Морель высказал мнение о ключевой роли Казахстана в продвижении проектов, направленных на развитие дополнительных коридоров для экспортных потоков углеводородного сырья. В ответ Карим Масимов выразил поддержку инициативам ЕС по развитию южного направления транспортировки нефти, но при этом еще раз напомнив о приверженности Казахстана политике многовекторности.
Если расшифровать скупые строки официального сообщения, то под «южным направлением» подразумевается именно кавказское направление транспортных маршрутов, то есть в обход России, что давно и упорно лоббируется посланниками из Евросоюза, озабоченными вопросами энергобезопасности.
По морю аки посуху. И даже быстрее
Насколько же реальны перспективы транспортных маршрутов через воды могучего Каспия? Как известно, расширение системы КТК, которая доставляет казахстанскую нефть на мировые рынки по суше, а именно через территорию России, откладывается. В конце мая этого года акционеры КТК так и не смогли согласовать условия расширения и перенесли начало проекта на год. По планам России расширение КТК с 28 до 67 миллионов тонн нефти в год произойдет к 2012 году.
А потому позиция Казахстана такова: если уж российское затормозило, то почему бы не усилить кавказское направление. Уже известно, что Казахстан и Азербайджан хотят запустить ККСТ (казахстанская каспийская система транспортировки. — Прим. «ЭК») на два года раньше, то есть в 2011 году.
Как уже сообщалось ранее, не дожидаясь завершения строительства ККСТ, первая тест-партия тенгизской нефти в начале июля уже была доставлена в Баку. Значимость этой новости в том, что ранее путь тенгизской нефти в Европу шел через Россию. И вот теперь она пробила себе новый маршрут — через Кавказ.
О таком сценарии более двух месяцев назад на пресс-конференции по случаю 10-летия компании заявил глава СП «ТенгизШевройл» Тодд Леви.
По имеющейся информации, предполагается, что на первом этапе, то есть в ближайшее время, из Тенгиза через Каспий пойдет до 5 миллионов тонн, а в дальнейшем — до 10 миллионов тонн нефти в год. Так что кавказское направление, несмотря на предрекаемые ему ранее сложности, связанные с транспортировкой по морю, медленно, но верно пробивает свое место в мировой системе транспортировки.
Джейхан или Констанца?
Сегодня ситуация складывается так, что даже внутри самого кавказского коридора возникает некая конкуренция. Как известно, ККСТ создается для транспортировки нефти до нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД). Тем не менее, согласно нынешним планам Казахстана, инфраструктура ККСТ может быть использована для транспортировки нефти по другим маршрутам.
Несмотря на то, что Казахстан имеет обязательства перед Азербайджаном по заполнению казахстанской нефтью нефтепровода БТД, сегодня нацкомпания «КазМунайГаз» больше отдает предпочтение другому азербайджано-грузинскому нефтепроводу — Баку-Супса.
Если БТД принесет казахстанскую нефть на Средиземное море до Джейхана, то Баку-Супса — через Черное море до румынского порта Констанца.
В эксклюзивном интервью «ЭК» один из высокопоставленных казахстанских нефтяников на этот счет сказал следующее: «Сегодня Казахстан намерен максимально использовать мощности нефтепровода Баку-Супса. Параллельно с азербайджанскими и грузинскими партнерами мы ведем переговоры о строительстве еще одной новой магистрали на Черном море — это Баку-Батуми.
Как уже сообщалось ранее, в приватных беседах казахстанские нефтяные боссы признавались, что для них вариант транспортировки до портов Черного моря даже желательнее, чем использование и развитие маршрута Баку — Тбилиси — Джейхан на Средиземном море.
Причины такой политики в том, что после приобретения «КазМунайГазом» 75 процентов акций Rompetrol, владеющей рядом НПЗ и широкой сетью АЗС в Румынии, Казахстану стало желательнее доставлять свою нефть в Черноморский бассейн, чем в Средиземноморский.
Сегодня нацкомпания охвачена экспансивными планами расширить свое присутствие не только на внутреннем, казахстанском рынке нефтепродуктов, но и в самой Европе. Благо ценовая конъюнктура на горючее это только приветствует.
Как стало известно «ЭК», в ближайшее время будет запущен в эксплуатацию новый нефтеналивной терминал недалеко от румынского порта Констанца, который был построен на средства национальной компании «КазМунайГаз».
Риски Кавказа
Между тем Азербайджан заинтересован в том, чтобы как можно больше нефти шло в Джейхан, где он планирует построить НПЗ и получать прибыль от продажи нефтепродуктов. Если же казахстанская нефть пойдет в больших объемах через Черное море, то есть через Грузию, а не на Средиземное море в Джейхан, то Баку хочет, чтобы она отгружалась в грузинском порту Кулеви на Черном море.
Собственник этого терминала — национальная нефтяная компания Азербайджана — ГНКАР — запустила его в мае этого года. Для получения доходов ей нужно, чтобы нефть, поступающая по ККСТ, шла не в порты Супса и Батуми, а именно в Кулеви. То есть интересы Астаны и Баку в выборе конечного пункта для экспорта казахстанской нефти сильно не совпадают. А это противоречие увеличивает транзитные риски.
Риски для экспорта казахстанской нефти через Азербайджан дают надежду России, что замедлиться может не только КТК, но и ККСТ. Однако Москва хочет заполучить 17 миллионов тонн в год казахстанской нефти в планируемый ею трубопровод Бургас — Александруполис. А он также проносит сырье мимо румынских заводов Rompetrol, что не отвечает интересам КМГ, как и отправка нефти в Джейхан.
Таким образом, с казахстанской нефтью сегодня связывают свои деловые планы столько участников рынка, что КМГ предстоит сильно поразмыслить, на кого сделать ставку.
Об этом пишет «Экспресс-К».
Комментарии