Сербия в ближайшее время может оказаться в числе стран, испытавших на себе действие российского «нефтяного оружия». Как сообщают интригующим тоном российские СМИ, многомесячные раздумья Сербии о том, стоит ли ратифицировать нефтегазовое соглашение с Россией, включающее покупку компании Naftna Industrija Srbije и строительство газопровода South Stream («Южный поток»), утомили итальянскую Eni — партнера «Газпрома» по строительству морской части «Южного потока».
Как сообщила РБК daily, Eni лоббирует газопровод не через Сербию, а по территории Румынии. Белград в этом случае потеряет порядка 130 млн. евро недополученного ежегодного дохода за транзит газа.
Eni предлагает провести трубопровод так, как планировалось ранее — через Румынию, в обход Сербии. В «Газпроме» считают, что технически такое возможно: Румыния, Венгрия и Словения изначально рассматривались как транзитные страны для ветки «Южного потока», идущей в Италию. Однако позже Румынию решили заменить на Сербию.
Однако ратификация нефтегазового соглашения может опять застопориться. Сербская сторона заявила о недовольстве ценой за NIS (500 млн. евро наличными и столько же — за модернизацию компании), Россия считает неприемлемым менять условия соглашения.
Сербия в случае отказа от проекта потеряет около 130 млн. евро недополученного ежегодного дохода за транзит газа. Газопровод «Южный поток» мощностью до 30 млрд кубометров газа в год должен пройти от России (Краснодарский край) до болгарской Варны по дну Черного моря, затем разветвиться до юга Италии и в центр Европы. Общая стоимость проекта оценивается более чем в 20 млрд. долларов.
Эксперты, однако, считают, что «Газпром», как основной игрок в проекте, будет отстаивать прокладку трубопровода по территории Сербии, так как «Газпром нефть» заинтересована в покупке сербского завода.
Однако и здесь может «заискрить». Во всяком случае, в Москве открыто именуют «неприемлемыми» попытки правительства Сербии пересмотреть финансовые условия приобретения российской «Газпром нефтью» акций NIS — «Нефтяной индустрии Сербии». «Есть информация о попытках некоторых членов правительства Сербии пересмотреть финансовые условия приобретения российской «Газпром нефтью» акций NIS. Это, конечно, совершенно неприемлемо и осложнит реализацию всего комплекса вопросов, затрагивающихся в соглашении, и более того, насторожит остальных инвесторов», — заявил директор четвертого европейского департамента МИД «Время новостей».
Дипломат выразил надежду, что нефтегазовое соглашение с Россией будет ратифицировано парламентом Сербии в сентябре, так как «в сербской политической элите есть устойчивый настрой в пользу этого соглашения».
Как отмечают эксперты, еще в июле вице-премьер Сербии, министр экономики и регионального развития Младжан Динкич, мнение которого приводила официальная сербская газета «Политика», заявил, что Сербия требует от «Газпром нефти» повысить цену за покупку NIS.
Плюс ко всему понятно и другое. Соглашение подписывалось при прежнем правительстве Сербии. Новый кабинет министров его вроде бы поддерживает, однако парламент до сих пор не ратифицировал. К тому же, в Сербии явно сменился политический вектор: здесь открыто делают ставку на нормализацию отношений с окружающим миром, на вступление в ЕС, и даже готовы пойти на восстановление дипломатических отношений со странами Евросоюза, признавшими независимость Косова. На этом фоне понятно, что у Белграда если и остались намерения продать завод России, то, во всяком случае, за реальную цену. А «Газпрому» платить, по всей видимости, не хочется. Тем более если у власти недостаточно пророссийское правительство.
Между тем, судя по многим признакам, Россия всерьез намерена «подкорректировать» внутриполитическую ситуацию в Сербии. Так, МИД России «слил» в СМИ, в том числе сербские, сведения о подготовке различных албанских группировок к дружному выступлению с целью дальнейшего изменения границ на Балканах. Причем сообщения эти появились как раз в то время, когда премьер Косово Хашим Тачи, вопреки призывам ООН, отверг предложение провести переговоры с властями Сербии по шести ключевым областям отношений Белграда и Приштины: полиция, суд, таможня, граница, защита культурных и религиозных объектов, транспорт и телекоммуникации: «Приштина никогда и ни при каких условиях не будет вести с Белградом переговоры по тем шести пунктам, по которым нас призывает это сделать генсек ООН», — заявил Хашим Тачи в интервью местной газете Koha Ditore.
И теперь уже директор 4-го Европейского департамента МИД России Александр Алексеев заявляет: дескать, «есть сведения, что различные албанские группировки в странах региона координируют свои усилия, дабы в нужный момент дружно выступить с целью дальнейшего изменения границ на Балканах». В интервью газете «Время новостей», он заявил, что, помимо этого, отколовшийся край может разделиться сам по себе — на албанскую и сербскую части. «Очевидно, что в результате одностороннего провозглашения независимости Косово край раскалывается: не принявшие независимости косовские сербы сформировали в местах своего проживания собственные институты власти», — пояснил дипломат, отметив, что пока о юридическом оформлении раскола речи пока не идет. В этой связи, по информации МИД РФ, страны, признавшие косовскую независимость, пытаются принудить официальный Белград к переговорам с самопровозглашенными албанскими властями края, однако пока безуспешно. Кроме того, Алексеев не исключает возможности оказания давления сторонниками независимости Косово на другие страны в преддверии Генассамблеи ООН, где, как ожидается, будет рассмотрен вопрос о незаконности провозглашения албанцами своего государства на части территории Сербии.
Вопрос, однако, в том, что сербская общественность, судя по всему, уже не готова идти на войну со всем миром ради Косова. И уж тем более ради интересов России.
Об этом пишет «Эхо».
http://www.oilru.com/news/79907/
Комментарии