>Сегодня газета Le Monde публикует статью «Московская стратегия давления на своих соседей из прикаспийского региона». Как пишет журналист Александр Бийет, Москва – особенно после грузинского конфликта – стремится укрепить связи с ближайшими соседями, преимущественно на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Тон был задан первым зарубежным визитом президента Дмитрия Медведева в мае. «Отказав западным администрациям, он, – отмечает газета, – предпочел отправиться в Казахстан и Китай» для обсуждения проекта строительства газопровода через Каспийское море, развития газовой сети между Туркменией и Россией и проекта нефтепровода между сибирскими месторождениями и Китаем.
Вооруженный конфликт в Грузии, дипломатическое похолодание отношений с западными странами и мировой финансовый кризис, не обошедший Россию стороной, усилили стремление Москвы найти новых союзников и восстановить влияние в бывших советских республиках, подчеркивает газета. Le Monde цитирует слова Алексея Власова, директора Центра изучения постсоветского пространства: «Ситуация в Грузии изменила внешнеполитический курс России. После многолетней пассивной дипломатии Москва пытается вновь играть роль первого плана в Центральной Азии и на Кавказе, не только на экономическом, но и на политическом уровне. Грузинский конфликт выявил значимость каспийского региона: теперь помимо Украины два прикаспийских региона – Южный Кавказ и Центральная Азия – являются столпами российской дипломатии. Москва должна выработать новые правила игры и пересмотреть формат сотрудничества с ближайшими соседями».
Одним из инструментов внедрения этих новых правил, считает газета, может стать Организация экономического сотрудничества стран Каспийского моря, до сих пор находящаяся на стадии проекта. На недавней встрече стран прикаспийского региона в Астрахани участникам не удалось конкретизировать условия сотрудничества – переговоры споткнулись на вопросе о юридическом статусе Каспийского моря и проведении морских границ между прибрежными странами, весьма болезненном вопросом в зоне, богатой энергетическими ресурсами, отмечает газета.
Помимо этого, пишет Le Monde, Москва пытается придать импульс развитию ШОС. 28 августа лидеры стран-членов ШОС нехотя поддержали военные действия России в Грузии и отказались признавать независимость сепаратистских регионов. Пекин, отмечает издание, испытывающий проблемы с собственными сепаратистскими движениями, не захотел последовать примеру Москвы.
По мнению политолога Центра Карнеги в Москве Алексея Малашенко, слова которого цитирует газета, «в настоящий момент дипломатические амбиции России сводятся к торгу от случая к случаю. (…) Региональные организации, которые пытается развивать Москва, не имеют существенного веса: в дипломатическом плане все еще преобладают двусторонние отношения».
По мнению издания, «геополитическая ситуация, сложившаяся в связи с грузинским кризисом, может привести к новым сближениям, в частности между Ираном и Россией». Тегерану, пока являющемуся наблюдателем в ШОС, могут предложить стать полноправным членом: к такой идее, отмечает газета, Москва относится благосклонно.
Александр Бийет
Комментарии