США — Иран — Россия: большая и опасная геополитика

Президент США Джордж Буш и Президент Израиля Шимон Перес. фото: ЕРА

Современная политика Ирана также вынуждает США уделять значительное внимание обеспечению безопасности Израиля, важнейшего союзника США и форпоста демократии на Ближнем Востоке. Иран заявил, что Израиль не имеет права на существование. Поэтому, возможно создание Ираном ядерного оружия угрожает существованию Израиля. Конечно, Израиль и США не могут допустить, чтобы такие угрозы стали реальностью. США также считают Иран одной из стран мира поддерживающий терроризм, который уже автоматически делает Иран врагом Америки.

Предполагается, что Иран тайно пытается модифицировать корпус ракет Shahab-3 (на фото), чтобы они могли нести ядерные заряды. фото: ЕРА
Иранские солдаты маршируют во время военного парада 21 сентября 2008 г., посвященного годовщине вторжения Ирака в 1980 г. фото: ЕРА

фото: ЕРА

Для США очень важно не допустить развития экспорта из Ирана энергоносителей в другие страны региона, и в частности, в Индию и Китай. Также США понимают, что Иран может стать еще одним звеном в цепочке Москва-Дели-Пекин и значительно ее усилит.
Но вместе с тем, Соединенные Штаты не могут допустить ядерно-технологического развития Ближнего Востока, особенно таких недружественных к США стран, как Иран.
Однако, как известно, Иран заранее сказал, что будет экспортировать и технологии, и ядерное топливо. Например, совсем недавно, глава иранского МИДа Манучехр Моттаки заявил: «После того, как в нашей стране будет успешно завершен этап производства ядерного топлива, Иран готов дать гарантии его обеспечения в другие страны, нуждающиеся в ядерном топливе”. Для США это означает увеличение вероятности попадания ядерного топлива в руки террористов и возможности создания “грязной” ядерной бомбы.

Космическая ракета Кавошгар (Explorer) 1, протестированная Ираном в феврале 2007 г. фото: ЕРА

Видимо поэтому со стороны США и раздавались угрозы о возможности применения для решения иранского вопроса различных инструментов противодействия. Очевидно, имелись в виду и экономические санкции, и авиаудары. Хотя на современном этапе США выступают за дипломатическое решение проблемы ядерной программы Ирана.

Роль России

Для России вопрос Ирана означает сотрудничество во многих сферах жизнедеятельности в контексте продвижения собственных интересов на Ближнем Востоке и противостояния влиянию США. Россия очень заинтересована в развитии энергетических проектов в Иране и регионе в целом, создании новых транспортных энергокоридоров при помощи и даже благодаря Ирану. Важным фактором для России является возможность в сотрудничестве с Ираном внедрять новые принципы в торговле энергоносителями, в частности, без оплаты энергоносителей американскими долларами, а за национальную валюту, в противовес западным энергетическим площадкам в Лондоне, Нью-Йорке и тому подобное и сообща определять цены на энергоносители и направления потоков их транспортировки.
Ситуация вокруг ядерной программы Ирана позволяет России сдерживать США в регионе до тех пор, пока Россия сама не сможет выстроить свою систему сдерживания и своего присутствия в регионе, возобновив силы после распада СССР. Именно этим можно объяснить то, что Россия все же строит АЭС в Бушере, хотя она понимает, что в дальнейшем это может привести к тому, что на своей границе она может получить ядерное исламское государство, которое автоматически превратит Иран в региональный центр. Россия будет вынуждена считаться с этим центром и конкурировать с ним в продвижении своих интересов в регионе. Однако для России сегодня это меньше “зло”, нежели бы Иран уже сегодня стал зоной влияния США. Поэтому Россия и поддерживает ядерные амбиции Ирана в противовес желаниям США. Цена этой игры между США, Россией и Ираном, (и ЕС также) чрезвычайно высокая – возможность в будущем иметь доступ к региону, богатому на энергоносители и территории для их транзита по выгодным для себя маршрутам.

Президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад (слева) жмет руку Президенту Росии Дмитрию Медведеву (справа) на встрече глав государств-членов ШОС. фото: ЕРА

Сегодня Москва поддерживает право Ирана на ядерные мирные технологии, но выступает против ядерных военных разработок. Россия выступает за дипломатическое решение проблемы, не дает, вместе с Китаем, возможности принять радикальную резолюцию по Ирану в СБ ООН, тем самым осложняя возможности давления США на Иран.

Президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад. фото: ЕРА

Таким образом, блокируя действия США в правовом поле (в СБ ООН), Россия подталкивает США к нарушению международного права. Для США остается только ошибочный, неправовой путь, которым они уже проходили в ситуации с Ираком. Однако, сегодня Иран все ровно чувствует серьезное влияние со стороны ведущих демократических стран мира и, в частности, США, которые стремятся добиться большей защиты прав человека в Иране и развитии демократических принципов. Иран воспринимает это как опасность, которая может привести к изменению уклада и власти в стране. Поэтому он рассматривает противостояние с Западом и, в частности, из США более приемлемым для себя вариантом в противовес постепенному проникновению западных ценностей и принципов внутрь страны, которая со временем может привести к изменению уклада, власти и образа жизни в стране.
Ряд экспертов и политиков уже долгое время говорят о возможности нанесения ударов по Ирану со стороны США и Израиля. Как мы понимаем, для этого существуют определенные причины. Очевидно, что на фоне имиджа Дж. Буша-младшего и его скорого ухода из властного олимпа США, начало еще одной военной операции могло бы быть приемлемым для США. Новый президент мог бы выступить в роли миротворца, но ядерная программа Ирана была бы уже разрушена, чего они и добивались.

Опасности силового варианта

Однако угроза возможной дестабилизации в регионе сдерживают США от военного решения вопроса. Ведь такие действия могут привести к уменьшению экспорта энергоносителей из Ирана, блокировки Ираном Ормузского пролива, через который проходит пятая часть всей нефти мира, к нападению в ответ на Израиль и американские объекты в регионе. Существует потенциальная угроза терактов в самих США, использование баллистических ракет и тому подобное. На фоне же современного мирового финансового кризиса принять решение о военном нападении еще тяжелее.
Сдерживает США и то, что после выборов президента США (ноябрь 2008 г.), и выборов президента Ирана 12 июля 2009 года ситуация может измениться, в частности, есть надежда, что вместо Махмуда Ахмадинежада придет более умеренный политик.
Эти факторы дают возможность говорить о последующем замораживании ситуации на полгода-год. Однако проблема никуда не исчезает. По оценкам экспертов, Иран может накопить достаточно материалов для создания собственной бомбы уже до конца 2009 года. Поэтому угроза начала боевых действий со стороны США или Израиля остается высокой.
В этой ситуации является показательным мнение главы МИД Франции Бернара Кушнэра, который в начале октября откровенно заявил, что Израиль готов к удару по Ирану и готов нанести его раньше, чем иранцы создадут собственное ядерное оружие (по его оценке, Иран создаст свою бомбу в течение 2-4 лет). Он сказал, что: “Израиль всегда говорил, что не будет ожидать, пока бомба будет готова. Думаю, иранцы это знают, все это знают”. “Я знаю, что некоторые люди в Израиле, в армии готовят военное решение или не решение, а военную операцию», — добавил он. И хотя он призывал к использованию переговоров и санкций, понятно, что если Иран сам не захочет остановить свою ядерную программу, то удар, по крайней мере, Израиля по Ирану неизбежен.

Глава МИД Франции Бернар Кушнер. фото: ЕРА

Вице-президент Исламской Республики, председатель Организации по атомной энергии Голям Реза Агазаде заявил, что: “Мораторий на обогащение урана является для Ирана “красной линией”, которую мы не можем переступить. Мы не откажемся от права на мирный атом”.
По последней информации, ход переговорного процесса вокруг Ирана может измениться. По сообщениям западной прессы, существует достоверность создания нового формата международных игроков по вопросу Ирана. Якобы вместо “шестерки” (Россия, США, Франция, КНР, Великобритания и Германия) создастся группа США, страны ЕС, определены страны региона, но без привлечения России и Китая для договоренности о введении против Ирана дополнительных, более жестких санкций для его отказа от обогащения урана. Санкции могут иметь финансовый, экономический характер, ограничение на снабжение оборудования для нефте- и газодобывающей отрасли Ирана и т.д. Представитель Госдепартамента США Шон Маккормак заявил, США ведут с некоторыми из партнеров по “шестерке” консультации по Ирану, но “не со всей группой”.
Однако результативность такого подхода является малоэффективной, ведь история показывает, что силой нельзя достичь продолжительного, желаемого результата. А отстранение от этого процесса России и Китая только навредит процессу поиска решения.

Виктор Шиманский, политолог, специально для «ПіК України»

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *