карта с сайта http://www.russia-today.ru/
«Нефть России»: Казахскому частному бизнесу не дают покоя успехи зарубежных компаний, получающих огромные доходы от освоения богатых сырьем казахстанских недр. Наши инвесторы не лишены здоровых амбиций и намерены попробовать свои силы в разведке и нефтедобыче на Каспийском море.
Известно, что у казахстанских нефтяников в нефтедобыче на оншоре, то есть на суше, за плечами более чем 100-летний опыт. Спору нет, здесь нам есть чем гордиться. А вот на море мы новички. Потому-то к освоению наших недр в морских глубинах Каспия мы привлекли нефтяные зарубежные компании с мировым именем.
Самое «ягодное» месторождение на казахстанском шельфе — Кашаган — досталось иностранным инвесторам. Национальная компания «КазМунайГаз», представляющая интересы правительства, лишь недавно путем долгих переговоров смогла стать одним из полноправных участников и крупных акционеров консорциума, ведущего реализацию этого проекта. Поэтому хотелось бы знать, все ли наши морские месторождения проданы, есть ли еще возможности для того, чтобы отечественный бизнес, так рвущийся к морской нефтедобыче, мог развернуться? На этот вопрос министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев дал утвердительный ответ. По его информации, в казахстанской части шельфа Каспия потенциальные ресурсные возможности имеют порядка 120 структур.
— На сегодня мы имеем 46 структур, по которым заключено уже 11 контрактов. Свободными остаются еще 74 структуры, — сказал министр.
Естественно, что республика имеет на их счет вполне определенные планы, то есть право недропользования на них будет передано желающим, но в соответствии с действующим законом «О недрах и недропользовании». Пока анонсировать эти планы Минэнерго не собирается.
Что касается отечественных инвесторов, то, как заметил Сауат Мынбаев, они присутствуют на оффшоре (то есть на море. — Авт.), правда, в «небольших масштабах», да и то в режиме «купли-продажи».
«Мертвый Култук»
Приблизительно три года назад уже окрепший и вставший на ноги казахстанский бизнес стал все смелее и смелее заявлять о своем стремлении наравне с иностранными компаниями принять участие в разработке морских недр казахстанского шельфа. Свое желание он донес и до главы государства. Вняв аргументам, президент дал соответствующее распоряжение правительству республики рассмотреть возможность участия отечественных инвесторов в реальном, крупном, серьезном инфраструктурном проекте.
Летом нынешнего года Минэнерго объявило о том, что «попробовать свои силенки» в разведке и добыче нефти в случае ее обнаружения казахстанские компании смогут на одном из участков Каспия, правда, с очень рискованным для любого бизнеса названием «Мертвый Култук». По данным министерства, извлекаемые ресурсы нефти здесь оцениваются в 164 млн. тонн.
В начале августа было объявлено, что для этих целей в республике впервые будет создан консорциум из нескольких казахстанских компаний, которые вместе с «КазМунайГазом» должны будут на паритетных началах приступить к освоению проекта «Мертвый Култук». Тогда на пресс-конференции вице-министр энергетики и минеральных ресурсов Аскар Баталов назвал такое решение «эволюционным шагом» для отечественного бизнеса. Однако, кто именно войдет в этот консорциум, не было сказано.
Кто не рискует, тот не получит нефти
Недавно в интервью корреспонденту «ЭК» глава Минэнерго Сауат Мынбаев отметил, что отечественные частные компании, проявляя свое желание вести операции на море, идут на определенный риск.
— Любые оффшорные операции очень капиталоемкие, поэтому вести речь об инвестициях менее чем в 100 млн долларов и рассчитывать на какие-либо результаты в таком бизнесе бесполезно, — подчеркнул он.
Министр напомнил, что наряду с успехами на шельфе у нас есть и поражения. Разведка ряда участков, например «Тюб-Караган» и «Аташ», не оправдала возлагаемых надежд. Она не подтвердила наличие нефти. Но такова специфика нефтяного бизнеса во всем мире.
— Это потерянные деньги. Придется бурить другие скважины, а значит, идти на новые расходы, — добавил глава Минэнерго.
Тем не менее наши инвесторы готовы идти на такой риск. Правда, при финансовой поддержке отечественных банков.
— В такой бизнес наши компании могут пойти в партнерстве лишь с крупными финансовыми структурами. Это могут быть Банк ТуранАлем, Казкоммерцбанк и АльянсБанк, — сказал Сауат Мынбаев.
Однако не потеряли ли вышеназванные банки такого желания в условиях мирового финансового кризиса? Хотя пока дело дойдет до реальных шагов, ситуация может кардинально поменяться. В приватных беседах отечественные бизнесмены заявляют, что процесс переговоров с правительством по созданию консорциума слишком затянулся. В ответ на эти замечания глава Минэнерго заявил следующее:
— Да, это долгий и сложный процесс, так как надо согласовать много юридических моментов, все нюансы с налоговыми инспекциями, с Министерством охраны окружающей среды: Пока контракт заключен с «КазМунайГазом» (КМГ), на уровень министерства выносить его еще рано.
А хватит ли силенок?
— Я не встретил еще такой казахстанской нефтяной компании, кроме «КазМунайГаза», которой под силу было бы вести нефтедобычу на оффшоре, — сказал первый вице-президент КМГ Максат Иденов, отвечая на соответствующий вопрос корреспондента «ЭК».
По его мнению, пока в Казахстане нет такой компании, которая бы по своим финансовым, интеллектуальным, техническим и прочим возможностям могла бы самостоятельно вести нефтедобычу на море. Правда, при этом господин Иденов оговорился, что долгое время отсутствовал на родине и работает здесь всего лишь 14 месяцев и, возможно, мог что-то упустить из виду.
— Если такой компании в республике еще нет, то ее надо создать, — сказал вице-президент «КазМунайГаза».
Об этом пишет казахское издание «Экспресс-К».
Комментарии