ВЕСТИ: Новая энергетическая политика ЕС необоснованно ограничивает импорт газа из России. Об этом заявил заместитель главы правления «Газпрома» Александр Медведев, выступая на VI международном форуме «Газ России — 2008» с докладом «Новые инициативы Евросоюза и экспорт российского газа. Взгляд «Газпрома».
На прошлой неделе Еврокомиссия в рамках обсуждения плана действий в сфере энергетической безопасности и солидарности выступила с инициативой «Новая энергетическая политика» (НЭП). «Новая энергетическая политика представляет собой амбициозный план снижения зависимости Европейского Союза от импорта энергоносителей, в том числе и природного газа», — сказал Александр Медведев.
По замыслу Еврокомиссии, планируется к 2020 году на 20% снизить выброс углекислого газа, на 20% уменьшить удельный спрос на энергоресурсы и до 20% увеличить долю возобновляемых источников энергии в общем топливном балансе.
За счет этих трех показателей ЕС не потребуется дополнительных объемов импортного газа, в том числе и из России, надеются еврочиновники. Согласно прогнозу Еврокомиссии, при номинальной цене нефти 2005 года в 100 долларов за баррель, весь импорт газа Евросоюза упадет на 14 миллиардов кубометров — до 284 миллиардов кубометров в 2020 году по сравнению с 298 миллиардов в 2005 году.
«Как «Газпром» относится к таким прогнозам? Нельзя забывать, что мы имеем дело с официальными инициативами ЕС. Новую стратегию после обсуждения до конца этого года должны утвердить Европейский совет и европейский парламент. Мы уже неоднократно заявляли, что получаем от европейских партнеров крайне противоречивые сигналы — нужен им российский газ или нет. Обнародованный план — еще одно подтверждение такой неопределенности», — заявил Медведев.
«Россия является основным поставщиком газа и угля на рынки ЕС и вторым после ОПЕК — нефти. Нас удивляет, что в системе приоритетов новой энергополитики импорту энергоносителей не отводится важное месте. Скорее, приоритетный характер приобретают действия по ограничению потребности в импорте российского газа», — цитирует Медведева «Интерфакс».
При этом он подчеркнул, что в документе Еврокомиссии развитие отношений с Россией вписано в общий набор целей и задач по улучшению международного энергетического сотрудничества. «Мы, принимая в ближайшее время инвестиционные решения, должны четко представлять каковы перспективы экспорта трубного газа в Европу. Перспективы строительства заводов сжиженного природного газа (СПГ) — реальны. Помимо Штокмановского проекта существует еще 2 проекта СПГ как в Восточной, так и Западной Сибири», — добавил он.
Касаясь планов снижения ЕС выбросов парникового газа в атмосферу, он удивился, почему эту задачу «европейцы намерены решать без ставки на более активное использование природного газа, как самого экологически чистого из ископаемых топлив». «Напротив, ограничение импорта газа, как приоритет НЭП, ставит некоторые страны новой Европы перед неразрешимой дилеммой — они разрываются между объективной необходимостью замещения выбывающих мощностей современной газовой генерации и политическими фобиями, связанными с усилением зависимости от России поставок газа. В конечном счете, страны новой Европы вынуждены отложить на неопределенный срок реализацию инициатив снижения выбросов на 20%», — добавил Медведев.
По его мнению, Россию не может не беспокоить также — какими методами будет повышена доля возобновляемых видов энергии в энергобалансе ЕС. «Не исключено, что норматив для возобновляемых видов энергии будет достигнут за счет введения дополнительных и без того высоких налогов на газ, то есть фактически путем подавления спроса на этот вид топлива административными рычагами. Это в конечном итоге только повысит цену газа и электроэнергии для конечного потребителя. И в этой цене фактически важнейшей составляющей будет сидеть ложная цена недоверия к «Газпрому». При этом авторы новой энергетической политики ЕС сами признаются, что уровень зависимости от импортной политики снизить не удастся», — отметил Медведев.
«Презентуя план действия ЕС по энегобезопасности и солидарности, глава Европейской комиссии Жозе Мануэла Баррозу заявил, что этот план не направлен против какой-либо страны. Хотя конкретный источник опасности в этом плане не фигурирует, понятно, в первую очередь речь идет о России. Но если на мифе о несуществующей угрозе «Газпрома» строить концепцию евроэнергобезопасности, то эта концепция приведет к одобрению к бессмысленным действиям», — считает он.
Комментарии