Авторитарный курс Ашхабада угрожает интересам России

«Военно-промышленный курьер»: В декабре 2008-го исполняется два года, как не стало Сапармурата Ниязова, отца всех туркмен, авторитарного правителя, властные полномочия и действия которого далеко превзошли культ личности Сталина и чудачества Ким Ир Сена. Два года — для истории срок небольшой и «золотой век» Туркменбаши продолжает новый туркменский лидер Гурбангулы Бердымухаммедов.
Казалось бы, придя на смену авторитарному правителю, Бердымухаммедов начал преобразования, которые можно охарактеризовать демократическими, новаторскими. Он подписал указ о реформировании системы образования, отменив ниязовские «девятилетки» и введя полное десятилетнее среднее образование, а в вузах — 5-6-летнее. В Туркмении открылись интернет-кафе. Интернет-связь вводится в школах. 5 марта 2007 года президент Туркменистана Бердымухаммедов подписал указ, согласно которому имя первого президента и «отца всех туркмен» Сапармурата Ниязова было удалено с президентского штандарта. Также президент отменил введенную Туркменбаши ежедневную клятву верности республике и ее главе. В Туркмении возрождаются запрещенные Ниязовым Академия наук, а также сельские поликлиники и военные кафедры в вузах. 1 июля 2008 года Туркменистан возвратился к названиям месяцев по григорианскому календарю и названиям дней недели по солнечной хиджре. В сентябре 2008 года принята новая Конституция страны, расширившая полномочия президента. Все эти преобразования Бердымухаммедов пафосно называет «эпохой нового Возрождения». Хотя до действительных демократических преобразований в стране еще далеко.
Как сообщают правозащитные организации, по-прежнему граждане нетитульной нации подвергаются дискриминации при приеме на работу в госорганы, и прежде всего в армию (офицерские должности), правоохранительные органы и спецслужбы. В стране по-прежнему закрыты школы с узбекским, казахским, русским языками обучения.
Нет средств массовой информации на языках национальных меньшинств. На данный момент представителей национальных меньшинств нет в органах государственной и региональной власти, в руководстве министерств и ведомств страны.
Наблюдатели отмечают, что в сфере экономики и торговли основные финансовые потоки сосредоточены в руках родственников и приближенных к Бердымухаммедову людей.
В марте 2008 года президент страны в ходе закрытого заседания Кабинета министров объяснил свое решение уволить и наказать сотрудников силовых структур за ослабление контроля за населением. Бердымухаммедов указал своим подчиненным, что необходимо сохранять прежний жесткий режим контроля над страной, не создавая ощущения, что власть может дать слабину.
Нынешний президент Туркменистана пытается приспособить созданный Туркменбаши режим к процессам, происходящим в стране и мире. При этом, конечно, он хочет укрепить и усилить свою личную власть и гарантировать стабильность в стране. Продолжая кадровую политику Сапармурата Ниязова, Бердымухаммедов почти полностью обновил состав Кабинета министров, введя на ключевые министерские должности своих многочисленных родственников, выходцев из Ахалского велаята, откуда он сам родом. При этом он оставил на прежних министерских постах 8 человек и из «ниязовской гвардии», в том числе заместителя председателя Кабинета министров, министра иностранных дел Рашида Мередова, министра обороны Агагельды Мамметгельдыева, (тоже, как и Бердымухаммедов, врача по профессии) и председателя Государственной пограничной службы Байрама Аловова.
И на это есть свои причины. Как отмечают наблюдатели, нынешний министр обороны Агагельды Мамметгельдыев, будучи в пенсионном возрасте, не имеет политических амбиций. При этом именно при поддержке Мамметгельдыева Бердымухаммедов пришел к власти после смерти Туркменбаши. Министр обороны, являясь земляком президента, помог ему расправиться с одним из самых влиятельных людей из окружения Сапармурата Ниязова, его личным охранником Акмурадом Реджеповым, который сейчас заточен в тюрьму.
Хотя попытки дестабилизировать ситуацию в Туркмении продолжаются. В начале сентября почти сутки в Ашхабаде шел ожесточенный бой между неизвестной группой вооруженных людей и правительственными войсками. По официальной версии, силовики уничтожили наркомафию, при этом погибло несколько десятков сотрудников спецслужб и военных. Что же было на самом деле, пока не известно. Есть версии, что силовики уничтожали боевиков-исламистов. Ряд СМИ утверждает, что боестолкновения были с группой, которая ставила целью свержения нынешнего режима Бердымухаммедова. Мол, у нынешнего президента, который выдвигает во власть своих родственников и земляков, много врагов и обиженных людей.
Хотя из того боя президент сделал для себя главный вывод — усилить личную безопасность. Как отмечают очевидцы, вот уже несколько месяцев передвижение президента, помимо президентской охраны, сопровождают несколько грузовых машин с солдатами.
В устранении Бердымухаммедова могут быть заинтересованы не только его личные враги, но и внешние силы. Ведь, по сути, новый президент Туркмении продолжает политику, которую в свое время проводил Ниязов. Ведь даже министр иностранных дел остался у Бердымухаммедова прежний, который верой и правдой служил Туркменбаши. Глава внешнеполитического ведомства Туркмении Рашид Мередов, являясь одним из немногих профессионалов в окружении нового туркменского президента, помогает тому выстраивать внешнеполитическую стратегию. Между тем, оставляя в Кабинете министров Мередова, Бердымухаммедов демонстрирует, что основные внешнеполитические ориентиры Туркмении, которые были в эпоху Туркменбаши, останутся неизменными. Новый туркменский лидер по-прежнему юлит в нефтегазовых отношениях с Россией и намерен, как и Сапармурат Ниязов, диверсифицировать газотранспортные потоки, идущие из Туркмении.
По официальным туркменским данным, опубликованным в 2006 году, в стране открыто 149 газовых и газоконденсатных месторождений с подтвержденными запасами около 5 трлн. кубометров. Это очень много. И Москва сейчас заинтересована, чтобы большая часть этих запасов закупалась ею и транспортировалась в Россию по модернизированному Прикаспийскому трубопроводу. Но пока, как известно, работы по расширению трубопровода не начаты. Нет четких договоренностей по цене и объемам увеличенных поставок газа в РФ. Даже более того, Ашхабад недавно отказал «Газпрому» в предложении построить нитку, связывающую самую богатую углеводородами Тахтабазскую группу месторождений с Прикаспийским газопроводом. Новые газовые месторождения достанутся китайцам. Именно в Поднебесную идет сейчас строительство трубопровода. А объемы закупаемого китайцами газа увеличены с 30 до 40 млрд. кубометров.

Алексей Матвеев

Адрес публикации: http://www.iamik.ru/?op=full&what=content&ident=500029

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *