Алексей Леонов
RPMonitor: Урегулировав отношения с Евросоюзом и добившись отмены санкций, наложенных на Узбекистан после андижанских событий 2005 года, официальный Ташкент тут же решил продемонстрировать готовность отвернуться от России и Казахстана, поддержавших его в трудный момент, и начать новый «внешнеполитический роман» с Западом. Решение узбекских властей о приостановке членства в ЕврАзЭС стало очередным акробатическим трюком официального Ташкента, который с удивительной легкостью меняет членство в одних международных организациях на другие и наоборот. Успевший вступить в ОДКБ, выйти из него, войти в ГУУАМ, а потом, покинув его, вернуться в ОДКБ и вступить в ЕврАЗЭС, Узбекистан является на постсоветском пространстве своеобразным рекордсменом по количеству совершенных им геополитических кульбитов.
Проблема, однако, заключается в том, что в ближайшее время Ташкент могут ждать новые и неожиданные проблемы. Сообщения об огромных запасах нефти и газа на дне Аральского моря могут стимулировать стремление к самостоятельности Каракалпакии, которая занимают северную часть современного Узбекистана.
Согласно поступающим данным, почти исчезнувшее Аральское море становится своеобразным аналогом Каспия, Южно-Китайского моря и других бассейнов, где прибрежные страны оспаривают друг у друга принадлежность крупных ресурсов нефти и газа. А поскольку прежние границы между Казахстаном и Узбекистаном в Аральском регионе в буквальном смысле размыты или оказались на новой суше, эти страны все активнее доказывают собственные права на те же ресурсы. Добавляется к этому конфликту развитие в последнее время сепаратизма в автономной от Ташкента Каракалпакии, где сосредоточено до 75% объема нефтегазовых ресурсов Узбекистана. Вдобавок, именно через нее проложены крупнейшие евроазиатские газопроводы Средняя Азия–Центр и Бухара–Урал.
По данным Независимой информационной службы Узбекистана и других источников, в том числе российских, недра Каракалпакстана содержат 1,7-1,9 трлн кубометров природного газа и около двух миллионов тонн нефти. А вместе с примыкающими к Каракалпакии территориями экс-Арала – соответственно, 3,1-3,3 трлн кубометров и почти 6 млн тонн. Казахстанские и каракалпакские источники (например, здесь) оценивают объем запасов жидких углеводородов в Аральском секторе Казахстана в два миллиарда тонн нефтяного эквивалента; там открыты четыре месторождения с общими доказанными запасами 50 млн тонн нефти и 19 млрд кубометров газа.
Но весьма важно то, что вести разведку-добычу нефти и газа в Аральском регионе проще и дешевле, чем на Каспии. Как показывают исследования, углеводороды в Аральской зоне залегают на небольшой (а значит – на экономико-технологически выгодной) глубине – от полутора до двух с половиной тысяч метров. В сравнении с блоками на Каспии, где высокопродуктивные горизонты присутствуют в основном на глубине от четырех тысяч метров, аральские месторождения выглядят лежащими почти у поверхности земли.
Между тем, сепаратистские настроения стали распространяться в Каракалпакии уже в 1980-х годах, когда появилось подпольное движение Halk mapi («Интересы народа»). Однако экологические проблемы затмили тогда все дискуссии о независимости. Другое дело – сейчас, когда в регионе обнаружились нефть и газ.
На фоне дискуссий о нефтегазовых ресурсов Арала ранее неизвестная группа «Свободный Каракалпакстан» недавно распространила в Интернете призыв к согражданам добиваться независимости этого региона (см., например, здесь). Отметим, в этой связи, что, по данным официальной узбекской статистики, этнические каракалпаки составляют до 30-35% населения автономной республики. А казахстанские аналитики и местные национальные активисты утверждают, что доля каракалпаков в том регионе – минимум 55%. При этом каракалпакцы этно-лингвистически больше близки к казахам, чем к узбекам.
Как считает руководитель действующей в городе Нукусе национально-правозащитной группы Солижон Абдурахманов, «идею независимости Каракалпакстана поддерживают в основном люди молодого и среднего возраста. Эти поколения путешествовали по миру и видели, как живут другие страны. Они осознали, в каких условиях пребывает их родина. И они считают, что Ташкент намеренно сдерживает развитие Каракалпакии». Понимая, однако, что Каракалпакии будет трудно развиваться самостоятельно, как независимому государству, национальные активисты в автономной республике подумывают о перспективе присоединения к соседнему Казахстану, считающему каракалпаков частью казахского народа.
Комментарии