«Зеркало»: 29 ноября в Туркменбаши состоялась трехсторонняя встреча президентов Азербайджана, Туркменистана и Турции — Ильхама Алиева, Гурбангулы Бердымухаммедова и Абдуллы Гюля. Как сообщает агентство «АзерТАдж», в приветственных речах трех лидеров отмечалась значимость этой встречи.
Глава Азербайджана назвал эту встречу «знаменательным событием». Он отметил, что впервые президенты «трех братских стран» проводят совместную встречу. Он выразил уверенность, что результаты встречи будут успешными. Алиев указал, что три страны «объединяют история, языковые узы, совместные культурные корни. На этой прекрасной основе три независимых государства осуществляют свою политику».
Напомнив о своих встречах в Ашгабате в рамках официального визита в Туркменистан, И.Алиев отметил, что «достигнуты очень важные договоренности».
«Туркменистан, Азербайджан и Турция располагают колоссальным потенциалом сотрудничества, и само время диктует необходимость задействовать его на полную мощь». Об этом, как сообщают туркменские источники, заявил президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов на встрече в Туркменбаши. Он назвал «символичным» проведение этой встречи на берегу Каспия.
«Обладая уникальным экономическим и прежде всего энергетическим потенциалом, Каспийский регион, по сути, является связующим мостом между Европой и Азией, что также создает самые благоприятные предпосылки для взаимодействия в транспортно-коммуникационной сфере», — сказал Бердымухаммедов. Он выразил благодарность в адрес Азербайджана и Турции за поддержку выдвигаемых Туркменистаном международных инициатив, в том числе инициативы, касающейся обеспечения безопасности транзита энергоносителей.
В свою очередь президент Турции выразил уверенность, что «эта встреча послужит прологом новой главы в истории взаимоотношений братских народов». Гюль приветствовал «новые начинания Туркменистана, направленные на укрепление всеобщего мира, безопасности и стабильности и создающие новые возможности расширения конструктивного сотрудничества». «Турция высоко заинтересована в развитии эффективного партнерства, в том числе в энергетике и на транспорте, и готова принять деятельное участие в реализации проектов, инициируемых Туркменистаном на этих актуальных и исключительно перспективных направлениях», — сказал президент Турции.
Полную поддержку инициатив туркменской стороны выразил и президент Азербайджанской Республики. Как подчеркнул Ильхам Алиев, «саммит на берегу Каспия предоставляет реальную возможность обсудить широкий круг вопросов и наметить приоритеты партнерства, отвечающего интересам как трех дружественных государств, так и всего региона в целом».
В ходе состоявшегося заинтересованного обмена мнениями собеседники единодушно высказались за дальнейшее развитие торгово-экономического сотрудничества, при этом подчеркнув актуальность взаимодействия в энергетическом секторе, а также в транспортно-коммуникационной сфере. Отмечалась важность наращивания традиционных гуманитарных связей, в частности, в области образования, науки и культуры. Стороны договорились поддерживать регулярные контакты — как на высшем уровне, так и на уровне межправительственных консультаций, обменов делегациями, организации и проведения совместных форумов. Президенты Туркменистана, Азербайджана и Турции подтвердили приверженность идее реализации совместного потенциала сотрудничества на принципах добрососедства, равенства и доверия, на благо своих народов, во имя всеобщего благополучия.
Во второй половине дня Гурбангулы Бердымухаммедов, Ильхам Алиев и Абдулла Гюль посетили дворец «Рухыет», где состоялся большой концерт с участием мастеров искусств Туркменистана, Азербайджана и Турции. По завершении концерта президенты Азербайджана и Турции отбыли на родину.
Напомним, что в начале нынешнего года был заключен контракт между государственной электроэнергетической корпорацией «Туркменэнерго» Министерства энергетики и промышленности Туркменистана и турецкой компанией Lotus Proje Akaryakit Enerji Madencilik Telekominikasyon Insaat Sanayi Taahhut ve Ticaret A.S. на проектирование и строительство новой ашгабатской электростанции общей стоимостью 120 млн. евро. Мощность газотурбинной электростанции, призванной повысить надежность электрообеспечения туркменской столицы и Ахалского велаята, составит 254 мегаватт. В составе станции предусмотрено возведение комплекса технологических объектов, а также прокладка железнодорожной ветки. Начало строительства намечено на март текущего года, сдача в эксплуатацию планируется в феврале 2010 года.
Что же касается регулярности встреч на высшем уровне, то, как отметили во внешнеполитическом ведомстве Туркменистана, лидеры двух стран уже встречались неоднократно. Кроме того, в октябре Ашгабат посетил премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
Двусторонние туркмено-азербайджанские отношения за последнее время претерпели изменения. С 2002 года отношения Ашгабата с Баку были фактически заморожены. Оттепель началась с приходом к власти в 2007 году нового президента — Г. Бердымухаммедова, который 19-20 мая посетил Азербайджан с официальным визитом.
Как сообщалось ранее, в январе 2008 года Баку и Ашгабат возобновили работу двусторонней комиссии по экономическому сотрудничеству, были проведены переговоры по определению срединной линии на Каспии. В марте 2008 года Ашгабат направил своего посла в Баку. Кроме того, на днях был урегулирован вопрос о погашении азербайджанского долга за туркменский газ и достигнут определенный прогресс по вопросам раздела Каспия и спорных месторождений.
По данным пресс-службы туркменского президента, за годы независимости Ашгабат и Баку подписали 33 двусторонних документа на межгосударственном, межправительственном и межведомственном уровнях. В 2007 году товарооборот между двумя странами составил 98,1 млн. долларов, что, по обоюдному признанию сторон, не отвечает потенциалу партнерства.
Большую часть туркменских товаров, поставляемых в Азербайджан, составляет продукция топливно-энергетического комплекса, химической промышленности, сельского хозяйства, а также текстиль. Из Азербайджана в Туркменистан завозятся в основном продовольствие, оборудование и механизмы, изделия из металла, электротовары и др.
Отметим, что Вашингтон лоббирует доставку туркменского газа в Европу по транскаспийскому маршруту — через Азербайджан, Грузию и Турцию с подключением к планируемому трубопроводу Nabucco, который пройдет по территории Болгарии, Румынии и Венгрии.
После того как к власти пришел Гурбангулы Бердымухаммедов, в Вашингтоне решили, что шанс вовлечь Туркменистан в свою орбиту настал, и сразу же в Ашгабат зачастили ключевые переговорщики из Госдепартамента, а также представители Пентагона, министерств сельского хозяйства, энергетики и других государственных ведомств Соединенных Штатов. Показательно, что подобная активность наблюдается на фоне весьма слабого интереса, проявляемого к Туркменистану со стороны России и Китая, а вот европейцы, с которыми у Соединенных Штатов в Центральной Азии достаточно скоординированная политика, также решили поплотнее поработать с Г. Бердымухаммедовым и добиться от него выгодных газовых контрактов. Ашгабат посетили сразу несколько делегаций, представлявших Евросоюз, а со стороны Соединенных Штатов был проведен диалог с туркменским президентом, при этом американцы на самом деле уверены в том, что нынешнее туркменское руководство проводит политику реформ, которые в конечном итоге могут привести к демократизации жизни в этой стране. В этом же уверяет их президент Туркменистана (а также заодно и Евросоюз, которому газовые запасы республики даже поважнее, чем американцам), подписывая одновременно и энергетическую хартию по сотрудничеству с единой Европой, и положения о так называемой конституционной реформе, по которой парламент страны вроде бы будет иметь больше власти, но все равно намного меньше, чем у президента.
Удалось президенту Туркменистана буквально «заразить» и европейцев, и американцев темой так называемой энергетической безопасности, которую и Вашингтон, и Брюссель готовы обеспечить Туркменистану в обмен на поставки энергоносителей по трубопроводу Nabucco и другим имеющимся ныне альтернативным маршрутам. В этом вопросе туркменский президент также демонстрирует недюжую политическую прозорливость, поручая заниматься темой безопасности энергопоставок западным странам, в то время как сам он будет больше концентрировать свои усилия на внутренних проблемах страны. В рамках региональной энергетической безопасности туркменский президент уже нормализовал отношения с Азербайджаном, но все же нефтяные месторождения на Каспии по-прежнему остаются спорными, и каким конкретно образом они будут в дальнейшем эксплуатироваться, Ашгабат и Баку так точно и не определили. Да и на российском направлении Бердымухаммедов пока весьма разумно не переходит черту «укрепления братского сотрудничества», на которое столь большие надежды возлагают в Москве.
Кстати, и американскую сторону, и европейцев туркменский президент прилюдно заверил, что туркменского газа хватит на всех желающих (в том числе — на Россию и Китай), посему пора бы западным странам всерьез раскошеливаться на инвестиции в модернизацию газового сектора республики, а также прокладку новых трубопроводов из Туркменистана на мировые газовые рынки.
Как собственную победу расценили в Вашингтоне решение Туркменистана поставлять с будущего года в Европу примерно 10 млрд. кубометров газа. Российские специалисты и дипломаты по-прежнему считают, что Г. Бердымухаммедов больше блефует, и что газовые поставки всем странам и по всем направлениям Туркменистану просто не по силам осуществлять. А вот американцы обещаниям туркменского лидера верят, не гнушаются присылать за тридевять земель к нему послов и посланников чуть ли не по два раза в месяц и придают именно перспективе Туркменистана огромное значение в плане долгосрочных энергопоставок на мировые рынки.
А.Рашидоглу
Комментарии