РБК daily: Многие западные энергоконцерны приостановили совместные проекты с Ираном. Виноваты в этом санкции ООН против Тегерана, а также давление со стороны США на компании, готовые сотрудничать с этой ближневосточной страной. Поэтому Иран вынужден как можно активнее искать партнеров, чтобы экспортировать свой газ.
Для этого наряду с совместным с Россией и Катаром членством в «газовой ОПЕК» Тегеран стремится к сотрудничеству с европейскими компаниями. Но несмотря на то, что официальная политика ЕС предполагает диверсификацию газоснабжения в Европе для ослабления зависимости от России, пока что Брюссель отказывается от предложений Ирана. Тем не менее эксперты ЕС по энергетике признают, что крупнейший проект для поставок газа в Европу Nabucco невозможен без иранского газа.
Проект Nabucco и так идет со скрипом, поскольку, по информации Handelsblatt от источников в правительственных кругах, Азербайджан и другие прикаспийские страны из-за давления Москвы не горят желанием вступить в газовое партнерство с европейцами. Иран, впрочем, также испытывает давление: и со стороны ООН, недовольной ядерной программой Тегерана, и со стороны США, угрожающих компаниям, сотрудничающим с Ираном. В результате многие западные энергогиганты, такие как Shell, BP, Total и E.ON, приостановили инвестиционные проекты с этой страной.
Иранское правительство тем временем не оставляет попыток организовать экспорт газа в страны ЕС. Так, Тегеран готов наряду с проектом Nabucco проложить в Европу свой собственный газопровод.
Во время встречи в Тегеране министры Хильми Гюлер и Гхолам Хуссейн Нозари договорились о строительстве трубопровода протяженностью 1850 км из Ирана в Турцию. Кроме того, две страны подписали протокол о намерениях, касающийся вступления Турции в фазы 23 и 24 разработки газового месторождения «Южный Парс». Как сообщил министр нефти Ирана, речь идет об инвестициях в размере 12 млрд долл.
Тегеран вынужден торопиться: на крупнейшее в мире месторождение «Южный Парс», находящееся в 100 км от побережья Ирана, вовсю претендует Катар. Кроме того, по сообщению иранского правительства, еще в этом году Тегеран намерен прийти к соглашению по поводу строительства газопровода, ведущего в Пакистан и Индию. Недавно Ирану удалось заключить долгосрочный договор на поставку газа со швейцарской энергетической группой EGL.
Крупнейшим препятствием для потенциальных клиентов Ирана является давление со стороны США. С одной стороны, министр энергетики Турции г-н Гюлер заявил в Тегеране, что «как Турция, так и Европа нуждаются в иранском газе». С другой стороны, турецкий эксперт по энергетике Мете Гокнель отметил: «Пока что неясно, будут ли США игнорировать наше недавнее энергетическое соглашение с Ираном». Новой американской администрации, однако, придется учесть, что Анкара стремится стать менее зависимой от российского газа. Сейчас Турция экспортирует 29% потребляемой нефти и 63% природного газа из России.
В Иране сосредоточено около 18% мировых запасов газа и более 8% запасов нефти. Положение страны, занимающей четвертое место в мире по добыче нефти, становится все менее устойчивым. При цене на нефть, не превышающей 87 долл. за баррель, «в государственном бюджете возникает огромная дыра, и уже сейчас финансовые резервы на нуле», сообщил экономический аналитик Саид Лейлаз газете Handelsblatt в Тегеране.
Адрес публикации: http://www.iran.ru/rus/news_iran.php?act=news_by_id&_n=1&news_id=54802
Комментарии