НОВЫЙ СЕВМОРПУТЬ ПОД ТОЛЩЕЙ ЛЬДА. Русский атомный подводный танкер как возможный ответ на обострение борьбы за арктические углеводородные ресурсы

ОБОСТРЕНИЕ БОРЬБЫ НЕМИНУЕМО

RPMonitor, Максим Калашников: Экранопланы и подводные атомные танкеры – вот оптимальный русский ответ на северный вызов. Так считают в «Арктической торгово-транспортной компании», руководимой Рубеном Нагапетяном, и в знаменитом конструкторском бюро «Малахит».

Разработка углеводородных богатств арктического шельфа неминуемо начнется. Уже сегодня дно Полярного бассейна становится яблоком раздора для Запада и РФ.

Но у нынешней Российской Федерации нет технологий для добычи нефти и газа на дне океана, каковые есть у американцев и норвежцев. Одни буровые норвежской корпорации «Квернер» чего стоят! А новейшие американские технологии позволяют добывать нефть со дна морей и сквозь четырехкилометровую толщу воды. Ничем подобным русские сейчас похвалиться не в состоянии.

Откровенно слаб и военный Северный флот. Если еще в 1998 году в сбор-поход выходило 60 вымпелов, то в 2008 г. – лишь 15. Про советские времена даже не заикаемся: контраст огромен. Штаб авиации СФ сокращают до отдела (даже не управления!) при штабе СФ. Флотилии подлодок упраздняют, сводя лодки в 2-3 дивизии. Распускают единственную в РФ эскадру надводных кораблей.

А теперь ответим на простой вопрос: если у страны нет технологий для разработки природных богатств арктического шельфа и одновременно деградирует флот, призванный защищать акваторию полярных морей – то удержит ли она свой сектор Арктики? Вопрос, как вы понимаете, чисто риторический.

Значит, необходимо срочно развивать то, что поможет РФ удержать свои владения и успешно вписаться в будущую индустрию по добыче углеводородов. Таким ходом может стать развитие комплексной транспортной системы «атомные танкеры + экранопланы».

АТОМНЫЙ, ПОДВОДНЫЙ, ЛЕДОКОЛЬНЫЙ

Возможным ответом на вызов времени может стать проект атомного подводного ледокольного танкера, предложенный «Арктической торгово-транспортной компанией» и знаменитым «лодочным» КБ «Малахит» (Ленинград/Санкт-Петербург).

Помните, как в 1995-м атомная подводная лодка доставила на Ямал чай, табак и продовольствие? Ту экспедицию профинансировала компания Рубена Нагапетяна. Тогда на базах Кольского полуострова стояло 145 старых субмарин. А в советской футурологии семидесятых годов вовсю говорили о подводных танкерах и грузовозах с ядерными силовыми установками. Тех, что могут круглый год на большой скорости плавать подо льдами Арктики, дешево и оперативно доставляя грузы в северные города и промышленные комплексы.

Тогда наш Нагапетян и пришел к адмиралам с предложением: зачем резать на металл еще хорошие лодки? Зачем просто держать их у пирсов, выбрасывая на каждую уйму денег? Давайте превратим старые атомарины в подводные грузовозы. Пусть сами на себя зарабатывают, помогают осваивать Север. Да и экипажи заодно смогут тренироваться в реальных походах. Сначала идею предпринимателя встретили недоверчиво. Мол, чего-то темнит хитрый армянин! Но потом…

— Мне дал разрешение один большой адмирал, – рассказывает Р.Нагапетян. – После того, как увидел, как в Норвегии режут и разделывают на металл советскую лодку. Давай, говорит, подпишу разрешение. Лучше пусть чай и картошку лодки возят, чем вот так погибают…

Увы, мечта предпринимателя не исполнилась: лодки все-таки порезали и разделали. (Хотя, отметим, по заказу Нагапетяна конструкторское бюро «Малахит» разработало проект подводного атомного танкера, и предприниматель уверен: когда-нибудь ему удастся мобилизовать 180 млн долларов и положить начало совершенно новому флоту).

Увлечение конверсией атомарин неожиданно вывело нашего героя … на экранопланы. Ведь гавани на Севере – мелководны. Тяжелой лодке туда не зайти. Значит, нужна техника, на которую можно перевалить привезенные подводным кораблем грузы – и доставить их на дикие, негостеприимные берега. Экранопланы представлялись здесь наилучшим решением. Так Р. Нагапетян познакомился с продолжателями дела Ростислава Алексеева – экранопланостроителями Нижнего Новгорода.

Родился план создания арктической комплексной транспортной системы: подводные суда с ядерными двигателями круглый год, быстро и без всяких ледоколов разводят грузы по русской Арктике, всплывают в нужных точках, взламывая ледяной панцирь – а между ними и берегом челноками снуют стремительные экранопланы-платформы, перебрасывая грузы с лодки на берег, и с берега – на атомарины. Проблема северного завоза решается кардинально, транспортные издержки падают на десятки процентов. Россия не теряет Север, а успешно его удерживает и развивает…

Специально созданный (а не переделанный из военной субмарины), подводный ледокольный атомный танкер способен забирать нефть прямо с подводных промыслов, доставляя ее в США, Канаду и Западную Европу по самым кратчайшим маршрутам – через полярный бассейн, под льдами. Подводный танкер не станет заходить в порты, для которых существует запрет захода атомных судов, а будет разгружаться через приемные терминалы на разрешенном расстоянии от порта и берега.

Использование точечных погрузочно-разгрузочных терминалов для загрузки танкера в море и выгрузки товарной продукции в пункте назначения без захода в порт создают возможности торговли углеводородами практически с большинством стран мира.

Подводный танкер (разработка КБ «Малахит» и «АТТК»)

Технические характеристики танкера

Основные преимущества подводного танкера

1. Регулярное круглогодичное плавание в Арктике без вынужденных простоев;

2. Отказ от использования ледоколов;

3. Высокая, по сравнению с надводными судами, скорость движения по трассе, не зависящая от ледовых и погодных условий;

4. Уменьшение количества участвующих в грузоперевозках судов, сокращение расходов на их строительство и содержание;

5. Отказ от строительства в удаленных районах хранилищ, необходимых в условиях нерегулярного вывоза углеводородов;

6. Возможность выбора наиболее коротких маршрутов без привязки к ледовой обстановке;

7. Более надежная защита груза подо льдом и под водой, в том числе от терроризма;

8. Меньшие риски аварий и экологических катастроф.

ЕСЛИ СОЕДИНИТЬ ПРОРЫВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Разгрузка танкеров может вестись как с помощью специальных экранопланов-рейдовых танкеров, так и с помощью вынесенных далеко в море терминалов, соединенных с береговыми хранилищами подводными трубопроводами.

АРТ-20 – экраноплан-разгрузчик топлива

ЭП АРТ-20 (амфибийный разгрузчик топлива) – морской транспортный экраноплан типа А по классификации ММО, предназначенный для перевозки до 10 тонн груза на расстояние до 120 км со скоростью до 100 км/час (доставка жидкого топлива с борта танкера до берегового терминала). Может использоваться для перевозки другого груза.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ ВЫГОДЫ

Развитие комплексной системы «атомные подводные танкеры + экранопланы» несет еще одну возможность – задействование на полную мощь СМП – Северного морского пути.

Дело в том, что потенциально СМП действительно позволяет быстро перевозить грузы из Юго-Восточной Азии в Европу за считанные дни. Например, контейнеры из японской Иокогамы в норвежский Киркенес идут по СМП всего 9 суток. Но вот проблема: трасса СМП должна быть оборудована цепью лоцманских и спасательных станций. Особенно на восточном, самом тяжелом участке трассы. Нужны оперативные, скоростные средства для доставки лоцманов и для эвакуации команд судов, терпящих бедствие. И здесь пригодились бы перспективные экранопланы типа МПЭ, что разрабатываются «АТТК» совместно со специалистами-экранопланостроителями из бывшего советского КБ имени Ростислава Алексеева.

Основные характеристики экранопланов серии МПЭ

Экранопланы серии МПЭ (МПЭ-2, МПЭ-3, МПЭ-10 – так называемые «младшие модели») можно использовать в роли многоцелевых экранопланов для решения специфических задач и участия в специальных операциях по:

— охране водных границ,

— борьбе с контрабандой, браконьерством и незаконной миграцией,

— мониторингу экологической обстановки,

— охране водной среды,

— поиску и экстренному спасению людей, оказанию помощи терпящим бедствие на воде,

— срочной доставке грузов,

— для обучения пилотов и экипажей больших экранопланов.

Так что экранопланы могут стать техникой спасательных станций вдоль трассы Северного морского пути, служить лоцманскими катерами. Впрочем, только ли в Арктике они будут полезны? Пассажирские экранопланы, например, могут связать Калиниградскую область с остальной РФ в обход всяческих границ.

— Представьте себе, как наши «Акваглайды» связывают Петербург и Калиниград! – рассказывал нам Нагапетян. – Вам не нужно тащиться на поезде через Литву, терпя унижения в виде таможенного досмотра и пломбирования вагонов. Не придется ползти по морю на медлительном пароме. Четыре часа над водой – и ты попадаешь прямо в Калиниград. Или прибываешь из него в северную столицу. Так же можно решить проблему транспортно-грузовых перевозок между материком и Курилами…

Именно экранопланы могут стать важнейшим средством для удержания нашего контроля над Арктикой. В военном варианте большие машины серии МПЭ, снабженные противокорабельными ракетами, малокалиберными пушками, противолодочным оружием и сведнные в одну систему со спутниками и самолетами разведки – это стражи северных просторов, дешевые противовес американским авианосным соединениям. Они – отличные патрульные машины.

Но будет ли реализован проект перспективной транспортной системы «атомный подводный танкер + экранопланы» в Российской Федерации? Хоття затраты на него не отличаются фантастическими размерами (один танкер – это 180 млн долларов, а запуск серии экранопланов в производство выйдет не дороже 1,5 млрд), потянуть такой проект можно лишь с помощью государства.

Покажет ли оно себя с венчурной, прорывной стороны? Времени на раздумья нет – борьба за ресурсы Арктики обостряется…

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *