Россия возрождает главную судоходную магистраль в Арктике- Севморпуть

NewsInfo: Известный полярник и депутат Госдумы Артур Чилингаров сегодня сделал заявление: проект закона «О Северном морском пути» уже разработан. Этим законодательным актом подтверждается статус Севморпути как исторически сложившегося национального транспортного пути в Арктике, а также закрепляются некоторые условия его использования.

Теперь, в рамках законодательства, иностранные военные корабли и военно-вспомогательные суда на Севморпуть будут допускаться только по специальному разрешению, получаемому в дипломатическом порядке. А сброс загрязняющих веществ либо захоронение отходов и материалов на СМП судам теперь точно запрещен.

В соответствии с мировым опытом, в законопроекте закреплены платные предоставления услуг на трассах Северного морского пути, исходя из затрат на содержание и эксплуатацию ледокольного флота, стоимости необходимой навигационной, гидрометеорологической и ледовой информации, возможных затрат на ликвидацию последствий ЧП. Не стоит забывать, какие возможности откроет принятие закона российскому бизнесу, особенно для развития транспортных узлов Мурманска и Архангельска.

В начале 60-х годов с потеплением советско-американских отношений в Советском секторе Арктики стали появляться ледоколы Береговой охраны США, якобы для научных исследований. Несколько позже началась подготовка к проводке по трассе транзитом иностранных судов. К этому времени в Советском Союзе был построен мощный по тому времени ледокольный флот. В дальнейшем по политическим мотивам, связанным с ближневосточным кризисом, подготовку Северного морского пути для международного мореплавания свернули.

Не так давно фициальный представитель Североатлантического альянса Джеймс Аппатурай заявлял ранее, что «этот регион представляет долгосрочный стратегический интерес для НАТО, а также в плане безопасности союзников». Но, по мнению Чилингарова, у НАТО нет технических возможностей для усиления своего военного присутствия в Арктике. Только наша страна обладает уникальной техникой, способной решать задачи в экстремальных арктических условиях, ничто не может сравниться с нашим ледокольным флотом по мобильности и эффективности, заявил Чилингаров, комментируя заявления о том, что Арктический регион является стратегически важным для НАТО.

Однако не так давно генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер отметил, что военная конфронтация вследствие таяния арктических льдов маловероятна, альянс ищет пути сотрудничества в регионе. Взаимодействие в Арктике будет предметом постоянного внимания, поскольку НАТО ищет пути восстановления связей с Кремлём, пошатнувшихся после пятидневной войны в августе с потенциальным на тот момент членом альянса Грузией.

Чилингаров также напомнил, что в России завершается разработка самолета Ил-114. В конце года начнутся испытания, связанные с посадкой самолета на лед. Также стало известно, что принято решение о строительстве на Шпицбергене крупной научной российской обсерватории. По предварительным данным, на этой станции будут работать как минимум 50 российских ученых. А это значит, что развитие Севморпути в процессе, а это в свою очередь привлекает иностранные суда и инвестиции.

Стоит напомнить все выгоды Севморпути. Начнем хотя бы с того, что это кратчайший морской путь между Дальним Востоком и Европейской частью России, главная судоходная магистраль России в Арктике. Северный морской путь проходит по морям Северного Ледовитого океана и морям Тихого океана, начинается он в Мурманске и заканчивается во Владивостоке. Не случайно все, что связано с Северным морским путем, является важнейшей частью национальной политики России в области транспорта. Основные пользователи Северного морского пути в России сегодня — «Норильский никель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Росшельф», Красноярский край, Саха—Якутия и Чукотка.

Судьба Севморпути в значительной степени зависит от разработки разведанных в его зоне минеральных ресурсов. В качестве значительных клиентов Севморпути могут оказаться собственники уникального Штокмановского месторождения нефти и газа с запасами свыше трёх триллионов кубометров газа, Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции с месторождениями, прежде всего Приразломным, северо-онежских бокситов, полиметаллов и марганца на архипелаге Новая Земля.

Интерес иностранных судоходных и деловых кругов к Северному морскому пути определяется двумя важнейшими факторами. Прежде всего, он может стать более выгодной с экономической точки зрения альтернативой осуществляемым ныне перевозкам между портами Европы, Дальнего Востока и Северной Америки. По этому пути, например, от Гамбурга до Иокогамы всего 6 600 морских миль, тогда как через Суэцкий канал – 11 400 миль. Однако пока западные судовладельцы сомневаются, что при плавании по Северному морскому пути они будут иметь надежное ледокольное и информационное обеспечение.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *