РОСБАЛТ: Россия впервые выходит на мировой рынок сжиженного природного газа (СПГ) с собственным продуктом. В среду «Газпром» открывает завод по производству этого вида сырья на Сахалине, а примерно в середине марта начинает отгрузки с нового комплекса. При этом эксперты предупреждают, что цены на СПГ падают из-за сокращения спроса, а восстановление ожидается лишь через несколько лет.
В 2006 году российские контролирующие органы обнаружили значительные экологические нарушения у оператора проекта «Сахалин-2». Перед компанией Royal Dutch Shell RDSa.L и ее японскими партнерами Mitsui и Mitsubishi, контролирующими месторождения газа, замаячила угроза отзыва лицензии. Проект был бы остановлен, но его спас «чудесным» образом вмешавшийся «Газпром», который «согласился» купить лицензию и исправить все огрехи инвесторов.
Видимо, это обещание было выполнено — с тех пор, как «Сахалин-2» перешел под контроль газовой монополии, никаких претензий к нему не предъявлялось. Спустя почти три года «Газпром» довел проект до конца, построив один из крупнейших в мире заводов по производству СПГ. Планируется, что в этом году предприятие произведет 6 млн тонн топлива, а проектная мощность завода — 9,6 млн тонн в год.
Производимый всеми энергокомпаниями СПГ обеспечивает 7% мировой потребности в энергоресурсах. Россия уже осуществляла пробные спотовые отгрузки этого вида сырья на североамериканский рынок: «Газпром» продавал крупным концернам, торгующим СПГ, свой природный газ, а те взамен продавали от его имени сжиженное сырье. В августе 2005 года дочка концерна Gazprom Marketing & Trading заключила соглашение с компаниями Shell и BG Group о поставке СПГ Штокмановского месторождения, чтобы «застолбить» рынок США и Канады. При этом соответствующий завод, рассчитанный на производство 30-40 млн тонн сжиженного газа, будет запущен лишь в 2013 году.
Сахалинский проект ориентирован на Восток: более двух третей СПГ с нового завода пойдет потребителям Японии — именно туда через 3-4 недели будет отправлен первый танкер. Остаток будет поставляться в Южную Корею, и лишь совсем малая часть — в США. Терминал Пригородное способен отгружать до 160 газовозов и до 100 нефтетанкеров в год.
Япония и Южная Корея еще недавно нуждались в СПГ куда больше Северной Америки, причем Страна восходящего солнца остается крупнейшим в мире импортером этого продукта – из Малайзии, Индонезии и Австралии в 2008 году она импортировала 69,26 млн тонн СПГ. Но в 2009 году рынок сжиженного газа переживает сложные времена.
В долгосрочной перспективе экономисты ждут оживления в этом сегменте энергетики. Например, британская нефтегазовая компания BG Group рассчитывает, что мировой спрос на СПГ до 2020 года удвоится в азиатско-тихоокеанском регионе и утроится во всем мире. При этом акционер «Сахалина-2» Mitsubishi Corp ожидает, что транзит СПГ из Атлантики к азиатским потребителям в 2009 году может сократиться в два раза. Соответственно, упадут и цены – вслед за подешевевшей на две трети нефтью.
Что-то подобное, по данным экономистов, ждет и поставки СПГ, который производится в регионе Тихого океана. С одной стороны, в Японии, Тайване, Южной Корее с падением промышленного производства сократилось и энергопотребление. С другой стороны, многие страны после холодного лета 2008 года запасли немало СПГ в хранилищах, а после начала кризиса и остановки ряда производств не смогли использовать эти запасы.
Таким образом, необходимости в больших объемах сжиженного газа сейчас нет. При этом эксперты отмечают, что на рынке СПГ правила игры диктует покупатель, а не продавец. Изменение ситуации, равно как и рост цен, возможно не раньше, чем в 2010–2011 годах. По крайней мере, так оценивают ситуацию в Mitsubishi, которая, однако, не отказалась от инвестиций в проект «Сахалин-2».
Негативные процессы на рынке СПГ прекрасно видны на примере США. Этот четвертый в мире импортер сжиженного сырья (после Японии, Южной Кореи и Испании) в 2008 году резко сократил закупки этого вида топлива – с 20,8 млрд кубометров до 9,8 млрд кубометров. Энергокомпании переориентировались на более дешевые виды топлива, что нанесло сильный удар по поставщикам СПГ — например, Катар остановил два проекта мощностью до 10 млн тонн сжиженного топлива в год (запуск этих заводов перенесен на 2010-2012 годы).
Минэнерго США сообщило, что в 2009 году страна импортирует примерно 11,3 млрд кубометров СПГ (чуть больше, чем в 2008 году, но куда меньше, чем раньше) и будет увеличивать производство собственного газа. Европа же после российско-украинского газового конфликта, несмотря на кризис, хочет вкладывать деньги в инфраструктуру СПГ.
«Распространение технологий СПГ будет оказывать растущее влияние на структуру и ценообразование всего рынка энергоносителей, а для России проекты СПГ – важная возможность занять место на перспективном рынке сжиженного газа и диверсифицировать экспорт голубого топлива», — говорит глава аналитического департамента инвесткомпании «Энергокапитал» Денис Демин. По его мнению, нельзя однозначно утверждать, что Россия опоздала с выходом в этот сегмент рынка. «Запускаемый на Сахалине терминал является одним из крупнейших в мире, газопроводная система остается приоритетным видом транспорта, надежно связывая российских производителей с крупнейшими экспортными рынками, а инфраструктура СПГ все еще выглядит дорогим по сравнению с традиционными вариантом транспорта».
Однако, отмечает эксперт, сдерживающим фактором остается отсутствие в России собственной индустрии по подготовке инфраструктуры СПГ, целесообразность развития которой подтверждается масштабностью планов «Газпрома» в отношении рынка сжиженного газа. «Сам же рынок, по мере своего развития, вероятно, будет приобретать большую гибкость в аспектах поставок и ценообразования, что облегчит доступ на него новых игроков. Ключевыми моментами в этом отношении станет уже не гарантированный спрос, а наличие газа и доступ к технологиям», — отмечает Демин.
По прогнозам Международного энергетического агентства, продажи СПГ в мире по итогам 2015 года достигнут 340 млрд кубометров (в 2006 году — 201 млрд кубометров).
Андрей Михайлов
Комментарии