Ставка на спрос

Южный потокРОСБАЛТ: «Газпром» сделал еще один шаг к началу строительства газопровода «Южный поток» — подписал базовое соглашение с Венгрией. Однако большинство аналитиков уверены, что спрос на газ будет падать, а связанные с «Южным потоком» амбиции имеют скорее политические, нежели экономические корни.

Ряд влиятельных «мозговых центров», включая Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), прогнозируют сокращение емкости газового рынка в связи со снижением объемов производства и выработки электроэнергии. Однако глава «Газпрома» Алексей Миллер не устает повторять, что спрос на газ растет, и будет расти в стратегической перспективе. Более того, России шаг за шагом удается убедить в своей правоте восточноевропейских соседей. «Газпром» уже подписал межправительственные соглашения по проекту c Болгарией, Грецией, Сербией и Венгрией, сейчас ведутся переговоры со Словенией и Австрией.

Первая очередь магистрали предназначена для ежегодной прокачки 31 млрд кубометров «голубого топлива». Стоимость первого этапа проекта — 10 млрд евро. Российский премьер Владимир Путин уверяет, что никаких проблем с привлечением средств на строительство нет. При этом менеджмент и совет директоров «Газпрома» всерьез думают о сокращении расходов на фоне снижения продаж газа и доходов.

«Южный поток» можно «удешевить» лишь за счет значительного сокращения мощностей трубы. Но российские власти и газовый концерн, напротив, обещают увеличить мощность трассы до 47 млрд кубометров. Это потребует значительного роста инвестпрограммы «Газпрома» до 2015 года, на который запланировано начало поставок топлива в Европу по новой магистрали. Чтобы застраховать поставки от возможных перебоев (все же значительная часть трубы пройдет под водой), газовый концерн объявил во вторник о планах строительства в Венгрии подземного газохранилища емкостью 1,3 млрд кубов. В случае необходимости оно сможет выдавать ежесуточно 15 млн кубометров топлива.

А пока «Южного потока» нет, надежность поставок российского газа в Европу зависит от Украины. После январской «газовой войны» Евросоюз внимательно наблюдает за энергетическим диалогом между Москвой и Киевом. Европейские потребители прекрасно осознают, что сбои в поставках топлива через эту ключевую транзитную страну возможны и в будущем, а значит, энергопоставки необходимо максимально диверсифицировать. Именно поэтому потенциальные «клиенты» «Южного потока» согласны поддерживать все проекты — как «газпромовский», так и магистраль Nabucco.

Однако российские чиновники призывают европейцев отказаться от этой стратегии. «Для проекта «Южный поток» нет никаких других конкурентов и нет никакой другой альтернативы», — заявил во вторник глава российского газового концерна Алексей Миллер. «Южный поток» — это всего лишь инструмент, это способ поставки нашего российского газа — подчеркиваю, нашего российского газа — из портфеля «Газпрома» для наших европейских потребителей», — продолжил он.

Nabucco не учитывает ресурсов «Газпрома» и ориентирован на азиатский газ. Это не может не раздражать российских «промоутеров» «Южного потока», зато полностью устраивает европейцев, которые не собираются держать все яйца в одной корзине. Венгерский премьер Ференц Дьюрчань во время подписания документов по «Южному потоку» заявил о том, что «Венгрия не заинтересована в том, чтобы был один газопровод, Венгрия заинтересована в том, чтобы газопроводов было как можно больше». А премьер Путин парировал это утверждение тем, что как для производителей, так и потребителей топлива куда выгоднее прокачивать среднеазиатский газ через уже имеющиеся магистрали, используя транспортную систему «Газпрома», а не строить новые трубы.

Однако многие аналитики отмечают, что ни «Южного потока», ни Nabucco пока не существует, и нет гарантий, что на фоне текущей экономической ситуации будет реализован хотя бы один проект. Например, банк «Уралсиб» хотя и положительно оценивает стремление «Газпрома» диверсифицировать экспортные маршруты и расширить свое присутствие на основных европейских рынках, но сомневается в реалистичности затеи. «Целый ряд вопросов остается без ответа, а мотивы сооружения проекта представляются нам скорее политическими, чем экономическими», — отмечают аналитики банка.

Они также напоминают, что «запасы газа в южных регионах России недостаточно велики для заполнения газопровода, а высокосернистый среднеазиатский газ необходимо специально подготавливать для транспортировки. «Мы сомневаемся, что реализация проекта оправданна в нынешней макроэкономической ситуации и думаем, что газопровод едва ли будет сооружен к 2015 году, как планируется», — заявляют в «Уралсибе».

По сути, жизнеспособность гигантского проекта зависит от одного труднопрогнозируемого фактора — спроса на газ в Европе, который, согласно мнению аналитиков и участников рынка, в ближайшее время будет падать. Глава голландской Gasunie Марсель Крамер недавно заявил, что готовится «к кратковременному падению спроса на газ со стороны промышленных потребителей». И это, по его словам, уже происходит. Правда, тот же Крамер полагает, что в долгосрочной перспективе спрос может восстановиться.

Аналитики инвестбанка UBS прогнозируют, что из-за падения спроса добыча «Газпрома» в 2009 году снизится на 2,8%. Многие эксперты отмечают, что ожидаемое сокращение потребление «голубого топлива» в России также не способствует продвижению масштабных транспортных проектов — откуда концерн возьмет на них деньги, если доходы от продажи газа падают по обе стороны границы? А вот инвестбанк JPMorgan Chase & Co. советует готовиться к снижению средней стоимости газа в 2009 году на 5,2%. «В последние месяцы стало ясно, что резкое ослабление производства окажет давление на спрос на природный газ. Снижение прогноза на 2009 год отражает стагнацию спроса», — поясняют аналитики инвестбанка.

Впрочем, «Газпром», продвигая крупные проекты, надеется, что к моменту их запуска спрос вырастет. Эксперты согласны, что когда-то это действительно произойдет, но вот когда и в каких пределах — никто предсказывать не решается.

Андрей Михайлов

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *