Максим Кирилов, «Позиция.su»: Евросоюз не отказался от идеи найти альтернативу российскому газу. Несмотря на трудности с финансированием и политические разногласия, ЕС в очередной раз заявил о намерении вложиться в строительство газопровода Nabucco. После саммита ЕС в Брюсселе 20 марта европейские страны пришли к консенсусу и вновь включили проект в число приоритетных. Стремление Москвы всячески заблокировать Nabucco пока не достигло успеха. Однако до конца не понятно, решение ЕС в пользу газопровода больше политическое или экономическое.
Напомним, что из-за отсутствия конкретной договоренности с потенциальными поставщиками газа и сложностями с финансированием в середине марта Европа приняла решения вывести газопровод Nabucco из списка приоритетных проектов. Это означало отказ от финансовой поддержки газопровода и перенос планов его строительства до лучших времен.
После этой «хорошей» новости российские чиновники позлорадствовали над западными соседями. 18 марта вице-спикер Госдумы РФ Валерий Язев в очередной раз назвал Nabucco «мертворожденным дитя». А председатель комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Госдумы РФ Наталья Комарова выразила сочувствие всем участникам данного проекта, поскольку ждать коммерческой выгоды в случае его реализации больше не приходится.
Однако после последнего саммита Евросоюз принял решение ввести «Nabucco» в список проектов первой позиции и вести его финансирование отдельной строкой за счет неизрасходованных средств бюджета ЕС.
Но данное решение напоминает больше политический шаг – заявку на состоятельность, так как все еще не ясно, кто будет закачивать газ в трубу. Да и внутри ЕС единого мнения по газопроводу тоже нет. Основной потенциальный поставщик газа для Nabucco – Иран, однако США и ЕС, лоббирующие газопровод, не хотят иметь дело с нынешним иранским лидером Махмудом Ахмадинеджадом из-за его ядерной программы и непримиримой позиции по отношению к Израилю. Не далее как на прошлой неделе США заявили о том, что выступают против участия Ирана в Nabucco.
Другие, менее крупные потенциальные поставщики газа также пока не готовы вкачивать сырье в трубу. Российский «Газпром», предвидя планы своих западных конкурентов, на несколько лет вперед заключил контракты на экспорт газа из Туркмении, Узбекистана и Казахстана. А Азербайджан пока «думает» над предложением России о приобретении всего объема газа по рыночной цене.
Оказавшись в безвыходном положении, Евросоюз недавно предлагал и России участвовать в Nabucco, но, естественно, получил отказ. Действительно, России просто нет смысла подключаться к европейскому газопроводу, так как у Газпрома есть собственный проект «Южный поток», также ориентированный на Европу.
Кроме вышеназванных внешних факторов, продвижению проекта мешают и внутренние разногласия участников ЕС. Страны Центральной и Восточной Европы после того, как пострадали от недавнего российско-украинского газового конфликта поддерживают скорейшее введение альтернативной газовой трубы.
А вот сомнения в необходимости строительства этого газопровода высказывали Германия, Франция и Италия. В частности Берлин считает, что нужно выделять антикризисные деньги только на те проекты, которые могут быть реализованы в ближайшее время, в разгар кризиса не время инвестировать в долгосрочные проекты.
Но некоторые западные эксперты склонны с оптимизмом смотреть на будущее Nabucco, так как поставки газа по нему будут дешевле, чем по российскому Южному потоку. То есть коммерческая привлекательность проекта все еще сохраняется (минимальная оценка затрат на Южный поток — 19 млрд. Евро, то есть он более чем в два раза дороже Nabucco).
Nabucco должен поставить газ из Закавказья, Центральной Азии и Ближнего Востока через Турцию в Болгарию, Румынию, Венгрию до Австрии. Протяженность трубопровода — 3300 км из Турции до австрийского Баумгартена, пропускная способность — 31 млрд. кубометров в год, стоимость — 8 млрд. Евро. Учредители проекта — австрийская OMV, венгерская MOL, румынская Transgaz, болгарская Bulgargaz, турецкая Botas и германская RWE.
Комментарии