EnergyLand: Слишком поздно страны Евросоюза достигли согласия о финансировании строительства газопровода «Набукко». Пока страны-участницы согласовывали инфраструктурный проект, Азербайджан, которому отводилась ключевая роль в его реализации, решил экспортировать свой газ в Россию.
Энергопотребители Европы должны были в прошлом месяце вздохнуть с облегчением, когда канцлер Германии Ангела Меркель поддержала планы ЕС по финансированию строительства трубопровода «Набукко», а Евросоюз запланировал в своем будущем бюджете выделение 200 миллионов евро на данный проект.
Однако обретенное такими усилиями единство оказалось недостаточным и возникло слишком поздно.
Так что европейская мечта об альтернативе российскому газовому экспорту может и не сбыться, пишет Wall Street Journal.
Проект «Набукко», предназначенный для транспортировки природного газа из прикаспийского региона в Австрию через территорию Турции, испытывает трудности с вероятными поставщиками газа. На первом этапе предполагалось, что основную наполняемость газопровода обеспечат газовые месторождения Азербайджана — месторождение Шах-Дениз- 2 и группа шельфовых месторождений Азери-Чираг-Гюнешли в Каспийском море. А затем, когда газопровод выйдет на предполагаемую мощность в 31 млрд. куб. м. в год, к поставщикам присоединятся Туркменистан, Иран, Ирак и страны Персидского залива.
Однако теперь Азербайджан, играющий ключевую роль в реализации проекта, планирует экспортировать свой газ в Россию. 27 марта, во время своего визита в Москву, глава Государственной нефтяной компании Азербайджана Ровнаг Абдуллаев подписал меморандум о взаимопонимании с «Газпромом», который предполагает поставку природного газа из двух новых разработок Азербайджана в интересах российских потребителей. Не исключено, что далее этот газ будет экспортироваться в ЕС. Пока подписанный меморандум не является обязательным юридическим документом, однако данное соглашение вполне может сделать проект «Набукко» совершенно нежизнеспособным. Таким образом, Азербайджан ответил на предложение «Газпрома», которое было сделано еще в марте прошлого года. Так что же заставило Абдуллаева поехать в Москву именно сейчас? В конце концов, Баку активно выступает за строительство «Набукко», считая этот трубопровод важным средством для налаживания более тесных связей с Турцией и Западом.
По всей видимости, согласие Азербайджана продиктовано еще и тем, что Турция, как ключевая транзитная страна в проекте «Набукко», стала использовать свое положение для требований скорейшего принятия в Евросоюз. Тем самым Турция поставила под сомнение свою надежность как партнера по транзиту топлива для Азербайджана и других экспортеров газа из Каспийского бассейна.
Это парадокс, но ЕС добился единства в вопросе строительства «Набукко» спустя всего два месяца после того, как турецкий премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган (Recep Tayyip Erdogan) отказался участвовать в конференции, посвященной прокладке трубопровода. В качестве причины он назвал так и не завершившийся процесс вступления Турции в ЕС, заявив, что это главное препятствие на пути энергетического сотрудничества. Анкара выполнила все технические условия для вступления, однако сохраняющиеся в рядах Евросоюза разногласия по поводу членства Турции мешают ей сделать это.
Результат недовольства Турции — это не только утрата ключевого партнера по транзиту энергоресурсов. Что более важно — это утрата производителей энергии. Она может привести к краху проекта «Набукко» — проекта, который Еврокомиссия называет стратегическим приоритетом ЕС. Такая перспектива поставит европейских потребителей в то же положение, в каком оказался Азербайджан. У них не останется иного выбора, кроме как повернуться в сторону России.
Комментарии