Фонд стратегической культуры: Итоги конференции «Южный коридор — новый шёлковый путь», состоявшейся в Праге 8 мая в рамках учредительного саммита программы Европейского союза «Восточное партнёрство», стали разочаровывающими для организаторов нового брюссельского «Дранг нах Остен». Предполагалось, что обласканные накануне государства бывшего СССР и пока не приглашённые к «Партнёрству» страны (ЕС пытается пристегнуть к «новому шёлковому пути» Азербайджан, Грузию, Турцию, Туркменистан, Узбекистан, Казахстан, Египет и Ирак) документально засвидетельствуют свой окончательный выбор в пользу энергетической политики руководства ЕС, направленной на изоляцию России. Ключевым элементом «шёлковых» планов Евросоюза должно было стать подписание политической декларации по проекту «Набукко», в которой говорится, что участвующие в проекте страны–члены ЕС, страна-кандидат Турция и бывшие среднеазиатские республики СССР предпримут все необходимые усилия для того, чтобы «до июня 2009 года» подписать межправительственное соглашение по «Набукко».
Однако случилось страшное: Узбекистан, Казахстан и Туркмения, которые и призваны наполнять гипотетическую евросоюзную трубу газом, отказались подписывать декларацию, носившую однозначно антироссийский характер. Ведь она не только не упоминала Москву в качестве ключевого партнера Евросоюза в энергетической сфере, но и преследовала цель торпедировать договорённости, уже подписанные Россией со своими партнёрами в сфере закупки природного газа, его транспортировки в Европу по существующим маршрутам, а также сооружения газопровода «Южный поток» через Балканы далее в Европу.
Причина спешки кураторов нового «Партнёрства» вполне понятна. Брюссель намерен ввести в действие газопровод «Набукко» уже в 2014 году, чтобы хотя бы на несколько месяцев опередить начало функционирования «Южного потока». А поскольку ряд балканских государств, в частности Болгария, Венгрия, Сербия, уже подписали двусторонние документы об участии в российском проекте, ставка была сделана на достижение многостороннего соглашения с тем, чтобы если не де-юре, то де-факто дезавуировать существующие договорённости.
Сценарий, написанный для «нового шёлкового пути», в очередной раз засвидетельствовал, что руководство ЕС в сфере энергетической безопасности продолжает мыслить категориями «холодной войны» и геополитических игр «с нулевым результатом».
В связи с этим показательной является пространная статья, появившаяся 14 мая на страницах влиятельной софийской газеты «Труд». Её автор – не кто иной, как президент Болгарии Георгий Пырванов. Хотя ни «Восточное партнёрство», ни тем более декларация «Нового шёлкового пути» в ней не упомянуты, одно несомненно: именно провал попыток навязать республикам бывшего СССР план «Набукко» послужил поводом для её написания. Георгий Пырванов не только отмечает важность сотрудничества с Россией, но и высказывает крамольное для подавляющего большинства еврочиновников предложение сделать проект «Южный поток» таким же приоритетным для ЕС, как и «Набукко».
«Когда речь идёт об энергетической безопасности, неизбежно встаёт вопрос о роли России, о том, будет ли политика диверсификации реализовываться без России, или будут созданы условия для стратегического сотрудничества в энергетической сфере между ЕС, Россией и другими странами, богатыми энергоресурсами. Я считаю, что вариант «обхода» или «изоляции» России, являющейся основным поставщиком энергоресурсов в ЕС сегодня и в обозримом будущем, ограничил бы и подорвал процессы диверсификации и усложнил бы отношения ЕС и России по другим важным направлениям. И наоборот, выбор варианта сотрудничества перевёл бы европейские и в том числе болгарские интересы в плане повышения энергетической безопасности в плоскость предсказуемого стратегического взаимодействия», — подчёркивает президент Болгарии. По его мнению, «и «Набукко», и «Южный поток» необходимы для обеспечения энергетической безопасности в соответствии с прогнозом потребления газа вплоть до 2025 года и далее».
«Болгария вносит вклад и продолжит работать над реализацией обоих проектов, так как для ЕС «Набукко» является проектом с особым приоритетом. Но я также считаю, что и «Южный поток» должен занять подобающее место в повестке дня ЕС», — пишет Георгий Пырванов.
«Мы не можем строить серьёзные планы обеспечения энергетической безопасности без Российской Федерации. Но должно быть ясно, что в конкретных переговорах мы будем отстаивать национальные интересы – как это было в январе 2008 г., когда мы подписали равноправное соглашение о «Южном потоке» — и весной текущего года. От этих принципиальных положений мы не должны отступать», — делает вывод президент Болгарии.
Дело здесь не только в принципиальности. «Восточное партнёрство» в целом и проект «Набукко» в частности уже столкнулись с несомненными финансовыми проблемами. Этот факт не в силах отменить даже оптимизм, излучавшийся 7-8 мая в Праге руководителями ЕС. По оценке самих авторов «Набукко», расходы на его сооружение составят минимум 7,3 миллиарда долларов (приблизительно 5,4 миллиарда евро), которые придётся изыскивать в бюджете Евросоюза. Между тем, принятая на пражском саммите «Восточного партнёрства» программа предусматривает выделение Азербайджану, Армении, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украине на период до 2013 года в общей сложности 600 миллионов евро, то есть на порядок меньше.
Навязчивое стремление изолировать Россию в энергетической сфере, не считаясь с финансовыми потерями и политическими издержками этих усилий, – вот что лежит сегодня в основе «Восточного партнёрства», заботливо обёрнутого в шелка. Однако далеко не все в Восточной Европе, не говоря уже о странах-производителях энергоресурсов, согласны двинуться по этому скользкому пути. И весьма объективные суждения президента Болгарии, при всей их осторожности и дипломатичности, — ещё одно тому подтверждение.
_________________ Пётр Ахмедович ИСКЕНДЕРОВ — старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук, международный обозреватель газеты «Время новостей».
Комментарии