«Институт Ближнего Востока«: Турция является важнейшим партнером как ЕС, так и России в черноморском регионе. Вопрос о приеме Турции в ЕС тормозится под различными предлогами. Однако Брюссель охотно пользуется значительным влиянием Турции на Кавказе, в черноморском и каспийском регионах в собственных целях. Речь идет о различных инициативах в сфере свободной торговли, развития, безопасности и прав человека. Однако самое главное – это создание маршрутов поставок энергоносителей из Центральной Азии, не контролируемых Россией. Между тем, правовые нормы ЕС запрещают доминирование одной страны в энергетической сфере Общего рынка.
Как следствие, усиленно пропагандируются турецкие варианты прокладки трубопроводов, которые предназначались бы для перекачки азербайджанской и центрально-азиатской нефти на Запад. Они привлекательны для государств СНГ, так как ликвидируют одностороннюю привязку поставок углеводородного сырья к коммуникациям, проложенным по территории России. Однако здесь встает вопрос о наполнении трубопроводов, идущих в обход России. Альтернативные источники энергоресурсов не определены. Иран и Ирак отличаются нестабильностью, это не позволяет рассматривать их в качестве ключевых партнеров. Каспийские государства львиную долю своих ресурсов продают России для дальнейших поставок в Европу.
На этом фоне реализация проекта Южный поток обещает стать не только очередным фактором соперничества между Россией и Турцией за влияние в Европе. Южный поток понизит значимость Анкары как крупного энергетического узла в обеспечении поставок энергоносителей в Европу. Кроме того, проект строительства нефтепровода Бургас-Александруполис включает в себя сооружение крупных нефтехранилищ на черноморском побережье Болгарии. Совместно с Южным потоком нефтепровод Бургас-Александруполис фактически создает в Болгарии крупный энергетический узел, который конкурирует с турецким, но уже на территории государств-членов ЕС. Большую значимость для достижения этой цели приобретает также проект сооружения газохранилищ в Румынии. В этой ситуации Турция, которая выдвигает условия поставщикам о предоставлении ей эксклюзивных прав на перепродажу природного газа на европейские рынки, лишается такой возможности.
В политическом плане сам факт начала переговоров Брюсселя с Анкарой оказывает серьезное воздействие на весь Черноморский регион. Сближение Турции с ЕС создает конкуренцию с интеграционными проектами, которые поддерживает Россия. Можно ожидать, что принятие Турции в ЕС даст надежду странам СНГ, которые, воодушевившись успехами Анкары, несомненно, активизируют интеграционные усилия на европейском направлении. При финансовой поддержке ЕС влияние Анкары здесь будет максимизировано. Вместе с тем, Турция становится важным противовесом доминированию России в кавказском регионе. РФ сохраняет в Армении военное присутствие. Этот фактор препятствует реализации возможных агрессивных намерений со стороны Азербайджана и его поддержке со стороны союзнической Турции.
Однако участие Анкары и Еревана в институциональных структурах Евросоюза минимизирует вероятность конфликтов между ними и даже вынудит к налаживанию сотрудничества. Во многом под давлением ЕС Анкара уже предпринимает шаги по налаживанию отношений с Ереваном. Между тем, это вызывает недовольство со стороны братского Турции Азербайджана. Анкаре необходимо учитывать, что нормализация отношений с Ереваном будет расценена Баку как предательство. Как следствие будет подорвано доверие к Турции со стороны остальных тюркских государств СНГ, которым Анкара стремится покровительствовать. Вместе с тем, Турция представляет интерес для ЕС во многом благодаря своему влиянию в каспийском регионе.
Необходимо также отметить позитивные моменты возможной интеграции Турции в Евросоюз. Россия и как поставщик сырья, промышленной продукции и военных технологий, и как потребитель турецких товаров и услуг является одним из важнейших партнеров Анкары. В данном контексте принадлежность Турции к единому рынку ЕС расширяет возможности для многосторонних проектов с участием России. РФ заинтересована в том, чтобы Турция соответствовала западноевропейским экономическим стандартам.
Более того, перспектива вступления Турции в ЕС препятствует широкомасштабной исламизации турецкой общественной жизни. И в этом контексте сближение Анкары с Европой выгодно России. Москва не заинтересована в укреплении позиций турецкого ислама и усилении его влияния вблизи наших границ. Кроме того, Москве выгоднее развивать отношения с государством, которое согласует свою внешнюю политику с Брюсселем. В этом случае исключается возможность конфронтации с турецкими националистами.
Вместе с тем, в последнее время сотрудничество Турции с Россией развивается весьма плодотворно, возрастает взаимное доверие между двумя государствами. Анкара продемонстрировала себя в качестве партнера Москвы во время грузинского конфликта. Позиция Турции по данному конфликту также была близка принципам Общей внешней политики и политики безопасности ЕС. Анкара поддержала посредничество ЕС в урегулировании грузинского конфликта и договоренности Медведева-Саркози. Показательно, что Турция препятствовала проходу через черноморские проливы военных кораблей США.
Это было продиктовано нежеланием Анкары, чтобы Черное море стало «внутренним озером» НАТО. Кроме того, Турция не заинтересована в усилении Грузии за счет баз НАТО. В этом случае Тбилиси превратился бы в геополитического конкурента Анкары в черноморском регионе в качестве привилегированного партнера США. В отличие от Грузии Турция позволяет себе самостоятельные действия во внешней политике, которые не всегда совпадают с интересами США. Ранее Турция примкнула к позиции ЕС по Ираку, отказавшись поддержать США. Это объясняется противоречиями с Вашингтоном из-за усиления курдской администрации в Ираке.
На основании вышеизложенных фактов можно сделать вывод о том, что как на северном, так и на южном направлении внешняя политика Турции близка принципам Общей внешней политики и политики безопасности ЕС. Одновременно Анкара демонстрирует партнерские отношения с Москвой. Все это создает предпосылки для создания работающей структуры по обеспечению региональной безопасности в треугольнике Европейский Союз-Россия-Турция.
Комментарии