RusEnergy: Не фоне падения экспорта и избытка трубопроводных мощностей прокладка новых маршрутов представляется экономически неоправданной и мотивированной исключительно политическими соображениями. Тем не менее, началу строительства БТС-2 не помешал ни финансовый кризис, ни очевидная коммерческая неэффективность проекта.
Политическая ссылка
На минувшей неделе «Транснефть» объявила о запуске проекта «Балтийская трубопроводная система — 2». Описывая цели и достоинства нового нефтяного маршрута, участники торжественной церемонии предпочли обойти стороной экономическую целесообразность проекта и сосредоточились на том, что является частью мер по обеспечению энергобезопасности России, поскольку трубопровод «снижает риски».
Вице-премьер Игорь Сечин даже назвал его «ответом на все кризисы и на действия оппонентов». Более того, он дал понять, что БТС-2 станет ответом на планы Украины по развитию маршрута Одесса-Броды. Между тем ссылка на опасные украинские замыслы вряд ли оправдана.
Действительно, с пуском БТС-2 и закрытием северной ветки «Дружбы» Польше придется, вероятно, реверсировать свой нефтепровод от Гданьска до НПЗ в Плоцке, и это помешает выводу трубы Одесса-Броды на терминал в Гданьске через данный нефтепровод. «Козни» Киева будут сорваны, однако реальность украинских планов на самом деле весьма призрачна, и реагировать на чьи-то политические амбиции расходованием сотен миллионов долларов — только себе вредить. Более того, именно пуск БТС-2 придает проекту Одесса-Броды потенциальный вес и значимость.
Просматривается и другой политический аспект БТС-2. Это удар по интересам соседней Белоруссии. С пуском трубопровода в эксплуатацию Минск лишается доходов от транзита российской нефти в направлении Польши и Германии. Пока проект только обсуждался, его можно было считать инструментом политического давления на белорусский режим, но теперь, когда строительство перешло в реальную плоскость, Москве будет еще сложнее рассчитывать на нормализацию отношений с белорусами. Михаил Крутихин
Комментарии