Восстановление Великого шелкового пути откладывается

K2Kapital: Планы Китая по восстановлению Великого шелкового пути как торговой трассы эпохи глобализации остановлены из-за финансового кризиса и беспорядков в западной провинции Синьцзян, сообщает 19 июля Sunday Telegraph.

Китайские торговцы с удаленных форпостов и базаров центрально-азиатских городов с многовековой историей устремляются домой, оставляя непроданные товары. В города Китая возвращаются трудовые мигранты, лишившиеся работы на российских стройках. Главная причина — финансовый кризис. Однако торговцы, ведущие бизнес на границах Китая с Центральной Азией говорят также о насильственных стычках между уйгурами и китайцами хань в провинции Синьцзян.

«Ситуация стала нестабильной, и китайцы перестали приезжать, — сказал Жанар Жанабул, торгующий в Хоргосе, на границе Китая с Казахстаном. — Три года назад все было прекрасно. Но начиная с прошлого года, становится хуже и хуже, и теперь я теряю деньги.  Если так пойдет и дальше, я не уверен, что выживу».

Восстановление Великого шелкового пути, древнего торгового маршрута, по которому в Европу через Самарканд и Бухару шли из Китая текстиль, бумага и фарфор, было естественным результатом превращения советских республик Центральной Азии в независимые государства, открытые для внешнего мира, после 1991 года. Китай также рассчитывал расширить свое влияние и получить доступ к нефтегазовым резервам, расположенным вдоль Великого шелкового пути.

Строительство нового шоссе, соединяющего Шанхай с Хоргосом и идущего через горы и пустыни, было завершено в 2004 году. Бли построены также нефте- и газопроводы, а строительство железной дороги близилось к завершению. По словам китайских источников, президент Китая Ху Цзиньтао (Hu Jintao) называет Хоргос своим Шеньженем, по аналогии с особой экономической зоной, созданной вблизи Гонконга Ден Сяопином.

К 2006 году объем через Хоргос вырос более чем в два раза по сравнению в 2002 годом, а в 2007 и начале 2008 года рос еще быстрее. Однако с началом глобального финансового кризиса та тенденция изменилась на противоположную. Пекин не может найти крупных инвесторов для своей новой экономической зоны.

В аналогичной ситуации оказалась Киргизия, граничащая с Китаем, Казахстаном и другими государствами Центральной Азии. Торговцы проделывают путь длинной сотни километров, чтобы добраться до гигантского базара в Оше, городе, расположенном на Великом шелковом пути, где находится самый большой оптовый рынок Центральной Азии. Местные поставщики импортировали товары из Дубаи, а китайцы привозили свою продукцию. Это был хрестоматийный пример глобализации, способствующей экономическому росту исторического торгового центра. Однако сегодня Ош переживает резкий спад торговли, потерю рабочих мест и этническую напряженность.

Президент Киргизии Курманбек Бакиев пытается защитить местные компании, удвоив плату за лицензии для их китайских конкурентов. Его узбекский коллега Ислам Каримов закрыл границу с Казахстаном, чтобы перекрыть приток импорта. «Бизнес идет плохо, — сказал Нурманбет Ясун, уйгур из провинции Синьцзян, торгующий носками в пустом китайском ряду базара в Оше. — Большинство китайцев уехало, потому что лицензии стали дороже, а покупателей меньше».

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *