Почему казахстанская нефть не течет на Украину

«Нефть России»: История даровала Украине самое выгодное расположение, чтобы стать основной транзитной территорией на пути энергоносителей с Востока на Запад. Увы, политика наших лидеров ведет к тому, что все транзитные потоки через страну усыхают со дня на день, а в перспективе Украина может вообще остаться с пустыми нефтегазовыми трубами.

Когда в 2001 году власти завершили строительство нефтяной трубы от Одессы до Брод, они были уверен, что теперь великий нефтяной поток потечет через Украину, минуя Россию. Но «лучшие друзья Украины», активно поддерживающие ее противостояние с Россией, нанесли удар ниже пояса – в 2003 году началось строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Из Джейхана азербайджанская нефть стала доставляться на мировой рынок танкерным флотом, и ни один танкер из нефтяных портов Грузии не причалил к нефтяным терминалам Одессы. Выручила Украину российская ТНК-BP, милостиво согласившаяся качать нефть из Брод в Одессу через пустовавшую три года трубу.

Президент Украины Виктор Ющенко все время говорит о необходимости поставить в Бродах заслонки для российской нефти и запустить нефтепровод в реверсном направлении, словно и не было истории 2001-2003 годов. В национальной программе на 2009 год по подготовке Украины к приобретению членства в Организации Североатлантического договора говорится об обязательствах страны «осуществить практические мероприятия по реализации проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора на базе реверсного использования нефтепровода Одесса-Броды». Слов о поддержке реверса трубы и на Западе говорится достаточно, но пока ни одна из нефтедобывающих стран не подписала контракт с Киевом о поставке нефти в порт Одессы. Наоборот, готовые к реализации на западные кредиты проекты нефтепроводов Самсунг-Джейхан и Бургас-Александруполис превращают идею реверса украинской трубы в анекдот. Нефти для маршрута Одесса-Броды нет и не предвидится. Хотя азербайджанские руководители на словах обещают заполнить трубу от Одессы до Гданьска, в самом Азербайджане нефти для этого не хватит. Месторождения в этой стране истощаются. Специалисты знают, что большинство вновь пробуриваемых скважин оказываются сухими.

Единственная надежда Украины могла бы быть связана с казахстанской нефтью, прежде всего, с перспективных месторождений Кашаган и Тенгиз. Но у Казахстана, похоже, другие планы.

У этой страны богатый выбор маршрутов для экспорта нефти – на восток, юг, север и запад с разными вариантами. Казахстанские власти не прочь отправить свою нефть в любую сторону – где больше заплатят. Но каждый нефтяной проект рассчитывается на десятилетия, поэтому сиюминутные выгоды не гарантируют стабильные доходы в будущем.

Один из наиболее потенциально перспективных маршрутов – на восток, в Китай. Самая быстро растущая экономика планеты потребляет все больше нефти, и у нее есть деньги эту нефть оплачивать. Казахи такой возможности не упускают. В июне текущего года было завершено строительство нефтепровода Кенкияк-Кумколь (вторая часть нефтепровода Казaхстан-Китай). Пропускная способность нефтепровода на начальном этапе составит 10 млн. тонн нефти в год с последующим расширением до 20 млн. тонн. Ранее, в декабре 2005 года, вступила в строй построена первая очередь казахстанско-китайского нефтепровода — Атасу-Алашанькоу. В первом полугодии 2009 г. через нефтепровод было перекачано 3,22 млн. тонн нефти (всего в Казахстане в 2008 году было добыто 70,6 млн. тонн нефти, включая газовый конденсат).

Но дальнейшее расширение экспорта в Китай под вопросом. Основные потребители находятся на тихоокеанском побережье, за несколько тысяч километров от китайско-казахстанской границы. Нефть туда выгоднее доставлять танкерами, которые можно налить в десятках стран мира. Маршрут же нефти из Казахстана в Китай пролегает по землям, населенным уйгурами, многие из которых к ханьцам относятся, как к оккупантам. Во время недавних беспорядком в Урумчи, столице Синьцзян-Уйгурского автономного района, как известно, погибло более сотни человек. По мнению обозревателей, уйгуры не решились бы за открытый вызов властям Китая, если бы не чувствовали за собой поддержку мусульманского мира и США, не упускающих случая досадить своему геополитическому сопернику. Вряд ли Пекин решится делать ставку на транспортировку большой нефти по такому потенциально опасному маршруту.

С юга Казахстану предлагает свои услуги Иран. Страна победившего ислама заявила о своем желании построить нефтепровод между Каспием и Персидским заливом (Нека-Джаск), но пока Иран способен принимать только незначительные объемы нефти: Казахстан поставил в Неку в 2008 году всего 1,7 млн. тонн. Политическая нестабильность в Иране и шумиха вокруг его ядерных объектов отодвигает реализацию глобальных проектов в этой стране на неопределенное время.

Пока основной поток казахстанской нефти идет черед Азербайджан и Россию. В Баку Казахстан в прошлом году отгрузил для дальнейшей перекачки по БТД 2,7 млн. тонн. Еще 4,5 млн. тонн было отгружено в Махачкалу. Эта нефть может транспортироваться на Запад разными путями, например, по нефтепроводу Баку-Новороссийск.

Самым перспективным в будущем казахстанские власти называют проект Казахстанской Каспийской Системы Транспортировки (ККСТ), предназначенной для экспорта нефти через Каспийское море на международные рынки посредством БТД. После ее запуска потенциальные объемы отгрузки нефти в направлении Баку могут составить от 20 до 50 млн. тонн в год. Для этого планируется существенно увеличить мощность нефтепровода БТД.

Но существует немаловажный аспект: БТД проходит через Грузию, весьма специфическую нестабильную территорию, известную необычайно высоким процентов «воров в законе», фантастической коррупцией и традиционными вольностями местных князьков. Как писал один из американских военных инструкторов, при работе с грузинским спецназом главная задача — обеспечить охрану джипа, чтобы с него ночью не украли колеса. Турция даже пыталась договориться с Азербайджаном, чтобы газопровод Набукко шел не через Грузию, а через Армению, но в Баку отказались иметь дело с Ереваном до урегулирования карабахского конфликта.
С черноморского побережья Грузии казахстанскую нефть будут готовы принять нефтепроводы Самсунг-Джейхан (СД) и Бургас-Александруполис (БА). А в последнее время свои услуги Азербайджану и Казахстану активно предлагает Израиль. В конце июня этого года представительская израильская делегация посетила Баку и Астану. Гости убеждали нефтеэкспортеров поддержать новый маршрут транспортировки нефти в Индию и регион АТР через территорию Израиля по трубопроводу между Средиземным и Красным морями.

Идея привлекательная. В то время как в Европе и США проводят политику сокращения потребления нефти, в Индии и Китае спрос на нее растет. По прогнозам с 2006 по 2030 год мировые потребности в энергоносителях увеличатся на 45%, и почти половина растущего спроса придется на Индию и Китай.

Израильский проект дополняет проекты по транспортировке нефти из Черного моря в Средиземное через БТД, СД и БА. Астана, кстати, гарантировала поставки 17 млн. тонн нефти в год по нефтепроводу Бургас-Александруполис. Места для Украины в этих проектах нет, а вот для России есть.

Несмотря на западное образование многих нынешних высших казахстанских чиновников, они все с большей готовность обсуждают варианты расширения экспорта своей нефти через Россию, ставя бизнес прежде политики. Основных вариантов два — это расширение потока нефти через нефтепровод Атырау — Самара и далее по системе российских нефтепроводов «Дружба», БТС-1, а вскоре и БТС-2. Плюс расширение мощности нефтепровода КТК. По мнению аналитика ИК «Тройка Диалог» В. Нестерова, Россия может претендовать на перекачку значительной доли казахской нефти, экспорт которой в перспективе может составить 80-100 млн. тонн нефти. Мощность нефтепровода Атырау-Самара может быть к 2015 г. увеличена до 26 млн. тонн в год, а КТК — с 34 млн. до 67 млн. тонн в год к 2013 г. Во время экономического форума в Санкт-Петербурге руководство «Транснефти» сообщило об обсуждении потенциальной возможности переключить южный поток российской нефти на БТС-2, а Новороссийский порт предоставить под транзит казахстанской нефти. Для справки, за 7 месяцев 2009 г. по участку нефтепровода Атырау-Самара для дальнейшего транзита по трубопроводным системам России, Украины и Белоруссии было прокачано 10,14 млн. тонн нефти.
Между границами Украины и Казахстана расстояние менее пятисот километров. Украина вполне могла бы включиться в нефтяные прикаспийские проекты, если бы действовала совместно с Россией. Пока же регулярные заявления президента Украины о реверсе нефтепровода Одесса-Броды в сторону от Черного моря приводят лишь к одному результату – снижению российского транзита через страну. Согласно утвержденному графику транзита «Транснефти», поставки нефти в порт Одесса снизятся с 264 тыс. баррелей в день в августе до 97 в сентябре, через порт Южный – с 560 до 400. Для сравнения, на пике отгрузке в мае через Одессу уходило на экспорт 367 тыс. баррелей в сутки, через Южный – 960 тыс. баррелей.

На церемонии начала строительства БТС-2 российский вице-премьер Игорь Сечин заявил, что реверс нефтепровода Одесса-Броды ставит под угрозу стабильность экспортных поставок российской нефти по южной ветке нефтепровода «Дружба», а в будущем и по северной ветке. После ввода в строй первой очереди нефтепровода БТС-2 мощностью 30 млн тонн нефти в год в конце 2011 года, труба Броды-Одесса может вернуться к своему сухому состоянию 2001 года. История с пересыханием Вентспилского порта в связи с пуском БТС-1 показывает реалистичность такого сценария.

В целом, Украина становится все более непривлекательной страной-транзитером. За семь месяцев 2009 года грузооборот черноморских портов страны упал на 24%. Падению транзита способствуют особенности законодательства, а также неумеренные аппетиты местных олигархов.

Показателен происшедший летом инцидент с остановкой отгрузки казахской нефти в порту Одессы. Государственная казахстанская компания «КазМунайГаз» решила поставить собственную нефть на собственный же завод в Европе на своем танкере, минуя перекупщика — компанию «Витол». Как отмечают отдельные наблюдатели, при поддержке группы «Приват», предположительно контролирующей одесский порт, перекупщик сумел заблокировать загрузку казахстанского танкера. После нескольких дней простоя танкер ушел под загрузку в порт Новороссийск.

Подобное поведение олигархических структур дорого обходится государству. Например, после атаки в 2007 году группой «Приват» Кремечугского НПЗ, ранее контролировавшегося компанией «Татнефть», российская нефть на завод поступать перестала. В результате за 2008 год завод переработал всего 2,4 млн т (на 55,6% меньше, чем в 2007 году) при проектной мощности 18,6 млн тонн. В результате был похоронен практически готовый проект реконструкции этого крупнейшего в стране НПЗ. Группа «Приват», по неофициальной информации, близка к премьеру Тимошенко. Поэтому эти два эпизода, судя по всему, целиком на ее совести.

С течением времени все меньше оснований рассматривать происходящее в стране с точки зрения, чьи интересы выражает тот или иной политик — Америки, России или Польши… Паны дерутся исключительно за собственные денежные доходы, а политологи рисуют карты распада страны. В такую страну ни один серьезный бизнесмен деньги вкладывать не будет. И нефтяные и газовые потоки с Востока на Запад все в большей степени минуют Украину. Винить в этом властям некого, кроме самих себя, — пишет «Фраза».

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *