Независимая газета: По расчетам японцев, в ближайшие годы GTL (gas to liquid) – жидкое горючее из газа или «жидкий» газ – может стать альтернативой LNG (liquefied natural gas) или сжиженному газу, и это даст шанс повысить энергетическую безопасность страны.
Формирование идеи
После мирового энергетического кризиса 1973 года стало ясно, что безопасность страны обеспечивается не только военными и дипломатическими средствами, что обеспечение безопасности – это клубок различных проблем. Политологи Японии ввели в научный оборот термин «комплексная экономическая безопасность». Как самостоятельная проблема она была определена в «Плане экономического развития на 1975–1985 годы». В конечном итоге в конце 1970-х годов была сформулирована Концепция комплексного обеспечения национальной безопасности, в которую наряду с военным и дипломатическими аспектами на равных вошли и решение проблем обеспечения энергоресурсами, продовольствием, сырьем, и создание неприкосновенных запасов, и даже защита национальной культуры.
Для проведения в жизнь положений концепции еще в декабре 1980 года в Японии был сформирован Совет комплексного обеспечения национальной безопасности, консультативный орган при премьер-министре с задачей выработки рекомендаций для главы правительства по широкому кругу вопросов обеспечения безопасности. В его работе проблема обеспечения энергетической безопасности была и остается важнейшей. При этом указывалось на опасно высокую зависимость экономики страны от поставок нефти из Персидского залива, задачей ставилась диверсификация обеспечения первичными энергоресурсами, сокращение доли нефти.
Продвижение в этом значительное. Доля нефти в энергетическом балансе страны с пика в 72% в 1973 году сократилась до 50% (прежде всего за счет увеличения в 13 раз поставок газа), но и эта доля считается слишком большой. Однако изменить соотношение за счет дальнейшего наращивания импорта газа Японии стало весьма сложно. Конкуренция на азиатском рынке энергоресурсов в последние годы обостряется в связи с выходом на него новых активных и весьма весомых игроков – Китая и Индии. Из-за растущей конкуренции этих стран на рынке газа сейчас для Японии речь идет не столько о расширении его закупок у традиционных стран-поставщиков, сколько о сохранении прежних объемов.
Японские преимущества
Лет десять назад Япония была единственной страной в регионе с отработанной инфраструктурой импорта сжиженного природного газа, LNG (liquefied natural gas). При этом все необходимое береговое оборудование и суда для LNG производились в самой Японии.
Краткое сообщение о первом прибытии в порт Китая танкера с LNG в японских газетах подавалось под броскими тревожными заголовками. Опасения начали оправдываться. В Японии вновь началась дискуссия о путях обеспечения энергетической безопасности. Был сделан вывод, что обеспечить ее может только выход на передовые рубежи в технике и технологиях.
Одним из направлений, в котором Япония, как считают специалисты, может обойти конкурентов за счет технологий, является освоение небольших месторождений газа. Они практически не используются, поскольку трудно организовать транспортировки добываемого на них газа в форме LNG. Технологии LNG рентабельны при транспортировке больших объемов газа на большие расстояния и для них нужны крупные первоначальные инвестиции в трубопроводы и заводы по сжижению газа. Специалисты считают, что при освоении небольших месторождений более перспективны технологии GTL, получения из газа жидкого топлива (что-то вроде бензина, керосина) на небольших установках вблизи месторождений. Транспортировка продукции упрощается, ее можно осуществлять на обычных танкерах. Предполагается, что технологии GTL будут рентабельны при освоении средних и малых месторождений природного газа в Индонезии, Брунее и других странах ЮВА. Это, как считают в Японии, позволит, с одной стороны, снизить долю нефти в энергетическом балансе страны, а с другой – в какой-то мере решить проблему транспортировки энергоресурсов.
Новый виток развития
В комментариях японских специалистов отмечается, что мировые нефтегазовые корпорации начали разрабатывать технологии GTL еще с 1970-х годов и им потребовалось почти два десятилетия для создания опытно-демонстрационных установок производительностью 100–300 баррелей GTL в сутки. В Японии долгое время ставка делалась на LNG и лишь в конце 1990-годов начались первичные исследования по получению GTL. Но продвижение к цели было весьма быстрым, поскольку работы велись в рамках национального проекта GTL. Был создан консорциум из пяти японских компаний, который с 2001 по 2004 год создал опытный завод производительностью 7 баррелей GTL в сутки.
Технические проблемы в основном были решены и начата проработка второй фазы проекта. Считается необходимым расширить производство до 500 баррелей GTL в сутки, чтобы отработать не только технические, но и экономические вопросы. Для этого предполагается к 2010 году построить завод, отработать производство и начать коммерческие отгрузки GTL.
После этого на основе полученного опыта намечается развивать производство в местах добычи газа. Тем более что, как ожидается, к этому времени мировые нефтегазовые компании планируют завершить налаживание производств GTL в Катаре, Нигерии. По оценке японских специалистов, это позволит к 2015 году сформировать полноценный мировой рынок GTL. Япония готовится стать активным участником на нем не только как потребитель, но и как производитель GTL.
Николай Петрович Тебин — старший научный сотрудник Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН
Комментарии