Эксперт: не важно, будет ли когда-нибудь атомная бомба у Ирана. Важнее то, сможет ли жить Израиль с амбициями Тегерана на лидерство.

СМИ2: Для Запада не важно, будет ли когда-нибудь атомная бомба у Ирана, говорит эксперт по ближневосточным делам, Аластер Крук. Гораздо важнее то, сможет ли жить Израиль с амбициями Тегерана на лидерство. Иначе бы возникла угроза кровопролитной борьбы за власть в регионе, предостерегает в интервью с „SPIEGEL ON-LINE“ экс-шпион Аластер Крук.

SPIEGEL ON-LINE : Проходят переговоры Запада с Ираном по ядерной программе, но с обеих сторон они сопровождаются угрозами. Думаете ли Вы, что конфликт можно уладить через переговоры?

Аластер Крук: Ядерная программа — это только маленькая часть основной проблемы. Иран претендует на роль крупной державы в регионе. Возникает вопрос: готовы ли США и Израиль сосуществовать с доминирующим Ираном. Смогут ли они смириться с тем, что Израиль потеряет свое превосходство в регионе?

SPIEGEL ON-LINE : Почему этот вопрос настолько важен?

Крук: Иран уже давно тот фактор, мимо которого больше никто не пройдет. Тегеран разрушил израильскую монополию на власть.

SPIEGEL ON-LINE: Расцвет Ирана неизбежен?

Крук: Да, неизбежен, поскольку он непосредственный результат истории молодой страны. 3 фактора повлияли на Иран, чтобы он стал великой державой в регионе: крах Советского союза в 1989 году, война 1991 года между Ираном и Ираком и выборы Ицхака Рабина израильским премьер-министром. Соседние с Ираном государства были сильно ослаблены из-за распада Советского союза и войны США с Ираком. До этого времени они представляли для Ирана постоянную угрозу. Хорошо это или плохо, но с войной между Ираном и Ираком Запад заложил фундамент для смены власти в регионе, которую мы сейчас наблюдаем.

SPIEGEL ON-LINE : Что делать Рабину с расцветом Ирана?

Крук: С приходом Рабина к власти, Израиль перестал искать себе союзников на периферии, которыми раньше долгие годы были такие страны, как Иран, Эфиопия и Турция. Рабин и его рабочая партия хотели бы начать новый этап в отношениях с соседними странами, с которыми Израиль до сих пор не вел переговоры, потому что они были «враждебными арабами». Эта инициатива была одобрена избирателями и сторонниками Израиля в США. А с 1993 года израильское правительство безустанно повторяет мантру о том, что новый враг — это Иран, который стремится создать атомную бомбу. США и Европа принимают эту точку зрения.

SPIEGEL ON-LINE : Как обстоят дела с союзниками Ирана в регионе, и в какой степени они должны быть вовлечены в процесс создания новой архитектуры власти на Ближнем Востоке?

Крук: Рано или поздно Израиль и Запад должны будут найти решение по отношению к Хамасу и Хезболлаху.

Bi>SPIEGEL ON-LINE : Вы думаете, что Израиль будет готов когда-нибудь к этому?

Крук: Проблемой Израиля является то, что это обсуждение ведется эмоционально. Премьер-министр Нетаньяху не может или не хочет расстаться с темой холокоста. Он нагнал страху по поводу прекращения проведения политических переговоров. Угроза Ирана вследствие этого выглядит психологической, а не политической проблемой.

SPIEGEL ON-LINE: Что произойдет, если Запад и его союзники попробуют помешать стремлению Ирана к власти?

Крук: Это было бы чревато неприятностями. Если противники попытаются держать Иран в страхе, то это приведет к большой нестабильности на Ближнем Востоке. Потом будет горькая, кровопролитная борьба за власть. Структура власти на Ближнем Востоке уже давно не стабильна. Мы на Западе должны решить, хотим ли мы противостоять лавине, которую уже не удержишь, или принять действительность и использовать шанс, чтобы развитие страны было благоприятно для нас.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *