Посол Курдистана в России: «Ситуация на Ближнем Востоке очень динамична»

Представитель в России и странах СНГ от регионального правительства Иракского Курдистана Хошави Бабакр дал интервью федеральному информационному агенству ИА REGNUM и федеральному еженедельнику «Российские вести».

Господин Хошави, расскажите о жизни Иракского Курдистана, о котором в последнее время много пишут правды и неправды. Что, на ваш взгляд, является правдой?

Правдой является то, что в январе 2010 года в Ираке состоятся выборы. После будет создано коалиционное правительство, которое должно решить проблемы общенационального и регионального уровня, создать условия для стабилизации ситуации. Правдой является и то, что в Иракском Курдистане — пока единственном регионе страны — еще 25 июля при участии многочисленных зарубежных наблюдателей одновременно прошли президентские и парламентские выборы. В голосовании приняли участие 2,5 миллиона человек. 24 партии вели борьбу за 111 мест в региональном парламенте, распределение которых проходило по пропорциональному принципу. Отмечу также и то, что эти выборы проходили по новому закону, который закрепляет квоты за национальными меньшинствами. В итоге впервые в результате прямого голосования на свой пост президента Иракского Курдистана был переизбран Масуд Барзани. Возглавляемый им альянс Демократической партии Курдистана получил почти 70% голосов Помимо него на эту должность претендовали еще четыре кандидата. Помимо этого на выборах в парламент Демократическая партия Курдистана (ДПК) и Патриотический союз Курдистана (ПСК), объединенные в один избирательный список, получили 57% голосов.

Я это к тому, что в Курдской автономии в Ираке процесс становления национальной государственности, функционирование национальных государственных институтов осуществляется на демократических основах. Одновременно активно развивается и экономика региона, меняется его облик. Приглашаю вас посетить Эрбиль, чтобы убедиться в том, что представление о современных курдах, якобы только умеющих бегать по горам с автоматом, устарело.

При этом Эрбиль стремится максимально использовать все возможности для своего развития. Во-первых, географию: Иракский Курдистан является естественными воротами Турции в Ирак и в Персидский залив. Годовой товарооборот уже достиг почти 5 млрд долларов. Во- вторых, по оценкам авторитетных экспертов, Иракский Курдистан имеет 45 млрд баррелей запасов нефти и огромные месторождения природного газа. Неслучайно в Иракском Курдистане уже зарегистрировано свыше 1200 иностранных компаний, среди которых есть и российские. Недавно в Эрбиле было открыто генеральное консульство РФ. Мы считаем это событием исторического значения не только во взаимоотношениях между Россией и Ираком, но и в новом узнавании друг друга курдами и россиянами.

Отмечу также и тот факт, что стабильная политическая ситуация в Иракском Курдистане, развитие экономики этого региона оказывает положительное влияние и на экономику других регионов Ирака, способствует формированию общенационального рынка. Сегодня мы можем также говорить и о национальной системе образования. В наших университетах обучается курдская молодежь из всех частей Курдистана, причем приезд курдской молодежи на учебу из сопредельных стран поощряется курдскими властями. Наблюдается и бурный подъем курдской культуры и литературы, проводится громадное количество конференций и научных симпозиумов по проблемам курдской культуры и языка, в которых принимают участие курды и специалисты по Ближнему Востоку со всего мира. Активно обсуждается вопрос о создании единого литературного курдского языка. А участие немалого количества курдов в центральных органах власти в Багдаде, в том числе на самых высших постах, способствует накоплению ими необходимого опыта в познании «тайн» большой политики. В настоящее время существует пять спутниковых каналов на курдском языке, работает интернет, действует мобильная связь. Так что сегодня мы можем говорить об общекурдском информационном и политическом пространстве.

И все же, как складываются сейчас взаимоотношения между Эрбилем и Багдадом, ведь сейчас много говорят о возможности провозглашения независимого Курдского государства?

Курды — один из древнейших народов Ближнего Востока. У нас сложная история. Нам часто приходилось после окончания одной войны сразу вступать в другую. Поэтому проблема создания необходимых условий для национального развития для нас чрезвычайно чувствительна. Но во взаимоотношениях с Багдадом мы исходим не только из эмоциональных чувств. Многое зависит сейчас и будет зависеть в будущем от развития политической ситуации, как в регионе в целом, так и в Ираке, в частности.

Ситуация на Ближнем Востоке очень динамична. Здесь сосредоточен целый узел мировых проблем — это и арабо-израильский конфликт и проблемы иранской ядерной программы и терроризма. Иракским курдам — что называется «на взлете» — не нужны конфронтация и дестабилизация. При этом хочу особо подчеркнуть, что Эрбиль желает избежать сценария развязывании гражданской войны в Ираке. В этом вопросе курды руководствуются здоровым прагматизмом — пребывание в составе Ирака в настоящее время выгодно курдам с точки зрения безопасности и экономики. Наша задача — максимально закрепить свои нынешние по-настоящему исторические достижения. Скажу более откровенно. Вам, полагаю, известно, что курды проживают не только в Ираке, но и в Иране, Сирии и Турции. Там они хорошо организованы, часто, по примеру иракских курдов, выступают с лозунгами предоставления им автономии в рамках тех государств. Эрбиль делает максимум для того, чтобы эти процессы проходили мирно, эволюционно, с соблюдением общепринятых демократических норм, но не вооруженными средствами. К сожалению, на Ближнем Востоке нет традиции федерализма. Государства здесь в основном унитарные. Успехи Курдистанского региона в этом смысле свидетельствуют о большой перспективности федерализации в этом неспокойном регионе.

В этой связи, как бы упреждая ваш следующий вопрос, отмечу и отношения, которые складываются сейчас между Эрбилем и Анкарой. К нашему счастью, нынешнее руководство Турции проводит гибкую политику, стремится интегрироваться в Европу. Оно фактически отказалось от установок идей кемализма в части, касающейся курдов, что открывает немало взаимовыгодных возможностей. Курды, кстати, помнят, что Турция была убежищем для почти миллиона их соотечественников по время проведения операции «Буря в пустыне».

Что же касается части вашего вопроса об отношениях Эрбиля и Багдада, то нынешняя конституция Ирака построена на демократических принципах, позволяющих полноценно развиваться, помимо Курдистана, и другим частям страны. Как, например, считает президент Иракского Курдистана Масуд Барзани, курды «обязались быть активными членами федеративного, демократического, плюралистического Ирака».

Но конституция имеет определенную специфику, допускает «зазоры», которые предусматривают определенный торг, как при выстраивании отношений между курдами, шиитами и суннитами, так и по линии центр — регион. Эрбиль, например, претендует на Киркук и Мосул, в окрестностях которых находятся значительные запасы нефти. Объявлено, что вопрос об их принадлежности будет решен позже, в ходе референдума. Камнем преткновения является и вопрос о предоставлении разрешений на разработку месторождений углеводородов. Курды приняли в августе 2007 года Закон о курдистанских нефти и газе потому, что считают, что право на это принадлежит Эрбилю, в то время как Багдад против. Но в этих случаях речь не идет о непреодолимых неразрешимых проблемах. Уверен, что со временем удастся все же найти общий язык. Главное — руководствоваться конституцией Ирака и принципа консенсуса между основными общинами Ирака. Курдское руководство именно этим принципам привержено.

Постоянный адрес новости: www.regnum.ru/news/1226083.html

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *