Россия и Европа в поисках панацеи от газовых кризисов

Фонд стратегической культуры: По мере приближения настоящей зимы растут тревоги по поводу очередного срыва газовых поставок из России в страны ЕС. Риск транзитных сбоев при поставке газа в Европу увеличивается, что грозит репутационными и финансовыми потерями для России и нехваткой газа для европейцев. Как-то совпало, что именно в ноябре Москва и Брюссель резко активизировали политические контакты по поводу предотвращения становящихся уже чуть ли не традиционными российско-украинских «газовых конфликтов». Очевидно, в преддверии Нового года по-прежнему открытым остается вопрос о российско-украинских договорённостях в части поставок российского газа на Украину и его транзита в Европу по украинскому маршруту.

16 ноября Россия и Евросоюз подписали меморандум о механизме раннего предупреждения конфликтных ситуаций в энергетике . 17-го – состоялся IV энергетический форум в Будапеште. 18–го — на саммите Россия — ЕС в Швеции одним из центральных был газовый вопрос. 19 ноября в Брюсселе собиралась координационная группа Евросоюза по газу, главный вопрос повестки дня — готовность к зиме. К зиме или к отключению российского газа?

Меморандум о механизме раннего предупреждения в сфере энергетики будет определять порядок совместных мер по предупреждению и оперативному реагированию в случае возникновения или угрозы возникновения ЧП в сфере энергетики. Документ носит двусторонний характер. Согласно меморандуму, позиция стран-транзитёров может учитываться, но только при согласии на то поставщика и потребителя. Не предусматривается привлечение представителей транзитных государств и к мониторингу, который в случае чрезвычайной ситуации будут уполномочены санкционировать координаторы энергодиалога глава Минэнерго РФ Сергей Шматко и комиссар Еврокомиссии по энергетике Андрис Пиебалгс. В мониторинговую комиссию смогут войти эксперты от России и ЕС, представители энергетических компаний, а также эксперты авторитетных международных организаций, опять же утверждаемые сторонами. Ключевым же в документе является раздел, посвященный мерам предупреждения и оперативного реагирования сторон на чрезвычайные ситуации или обстоятельства, способные их спровоцировать. К последним Минэнерго относит аварии на трубопроводах, и главное — несанкционированный отбор продуктов по ходу транзита и из хранилищ, прерывание либо сокращение транзита энергоресурсов, не предусмотренные международным правом и соглашениями поставщика и потребителя.

Россия, таким образом, обращает особое внимание европейских партнёров на пропажу газа из подземных хранилищ или при его транспортировке. Именно подобные инциденты ранее периодически провоцировали конфликтные ситуации между РФ и Украиной начиная с 2000 года.

Непонятно, однако, каким образом Россия и ЕС будут влиять на Украину, не подписывавшую меморандум о механизме раннего предупреждения. Кроме того, в меморандуме не указаны практические инструменты урегулирования энергетических конфликтов. Россия и ЕС собираются бороться с возможными перебоями энергопоставок при помощи уведомлений, обмена информацией, консультаций и мониторинга ситуации, но ничего не говорится о том, какие меры Москва и Брюссель вправе принимать, если российский газ перестанет поступать в Европу. Впрочем, в случае возникновения проблем с газовым транзитом российское правительство всегда сможет обосновать крайние меры (перекрытый вентиль) тем, что существует согласованный с Брюсселем путь мирного урегулирования подобных конфликтов и разделить с Европой риски, связанные с ненадежностью транзитёра.

Приближающаяся зима большой долей вероятности обернётся для Европы новыми перебоями в поставках газа из России через Украину – эта идея определяла тональность прошедшего 17-18 ноября в Будапеште IV Энергетического форума. Идея имеет заокеанское происхождение, но пока европейцы её активно поддерживают. «Мы получили предупреждение от специалистов США, что кризис повторится: Россия может оставить трубопроводы пустыми», — сообщил премьер-министр Чехии Мирек Тополанек. Мысль о том, что Европу ждёт ещё одна холодная зима, пытался обосновать эксперт вашингтонского Центра стратегических и международных исследований (CSIS) Кит Смит. По его мнению, причина постоянных затруднений с поставками голубого топлива западным партнёрам РФ — непрозрачность схемы продажи газа в Европу. Виновной американский эксперт считает Россию, но при этом он не может объяснить, почему «злостный нарушитель» продолжает обеспечивать более 30% потребления газа Европой?

Тем не менее в навязанном американцами алармизме есть и рациональное зерно. Такое важное мероприятие, как саммит Россия – ЕС, никак не мог обойтись без серьёзного обсуждения насущных проблем газового сотрудничества, включая проблему транзита. Энергобезопасность уже по традиции стала одной из главных тем саммита. Дискуссия включала самый широкий круг вопросов — от предложений РФ по созданию новой международной правовой базы взаимоотношений в области энергетики, которая должна заменить так и не заработавшую Энергетическую хартию, до обмена мнениями по конкретным проектам, включая новые российские транспортные коридоры («Северный поток» и «Южный поток»). Лейтмотивом обсуждения звучал насущный практический интерес Евросоюза в энергетической сфере — избежать нового кризиса поставок газа в начале нового года. Эта тема не входила в официальную программу саммита, однако ей было уделено заметное внимание.

Резкие высказывания В. Путина о возможных проблемах с оплатой Украиной российского газа и перебоях с поставками голубого топлива в Европу, которые этим могут быть вызваны, сформировали тревожный политический фон вокруг темы транспортировки газа через Украину. Руководство ЕС восприняло заявления российского премьера со всей серьёзностью: председательствующий в союзе Фредрик Рейнфельдт опубликовал специальное заявление о том, что Россия и Украина должны решать свои коммерческие споры на двусторонней основе, а потребители в ЕС не должны страдать. Очередной виток спора между Брюсселем, Москвой и Киевом продемонстрировал, что, несмотря на уроки газовой войны, никаких надёжных механизмов предотвращения подобных кризисов в дальнейшем стороны пока не выработали.

И от такого правового вакуума страдают, по существу, все участники цепочки. Это зарождающееся понимание помогло в ускоренном режиме принять меморандум о механизме раннего предупреждения в сфере энергетики. При всех недостатках этого документа его подписание – шаг в правильном направлении. Судя по заявлениям представителей Минэнерго РФ, данный меморандум — далеко не последний российско-европейский документ, с помощью которого стороны надеются упорядочить отношения в сфере энергетики. Российско-европейский меморандум исходит из положений «Концептуального подхода новой правовой базы международного сотрудничества в сфере энергетики (цели и принципы)», обнародованного в апреле 2009 г. на сайте президента России Дмитрия Медведева. В документе предлагается унифицировать принципы установления транзитных тарифов, опираясь на их прозрачность, недискриминационность, обоснованность затрат и комфортный налоговый режим, а также «не допускать прерывания или сокращения транзита; равномерно делить ответственность за убытки; координировать действия по оптимизации маршрутов транзита». Подписанием меморандума Брюссель де-факто приступил к обсуждению этого российского подхода. И если раньше европейцы всячески старались подвинуть Россию к ратификации Энергетической хартии, от которой Москва, в конце концов, отказалась, то сейчас перманентная угроза новогодних газовых конфликтов на пути российского газа в Европу, возможно, убедит Брюссель в необходимости учитывать российскую позицию и начать вырабатывать устраивающую все стороны (в том числе и страны-транзитёры) правовую базу поставок топлива с Востока на Запад.

_____________________

Игорь ТОМБЕРГ — руководитель Центра энергетических и транспортных исследований Института востоковедения РАН, профессор МГИМО МИД РФ

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *