У Азербайджана есть три альтернативы турецкому транзиту энергосырья: польский эксперт

REGNUM: С весны 2009 года, в ответ на процесс нормализации армяно-турецких отношений, Азербайджан взялся за развитие альтернативных турецким путей экспорта углеводородов. Об этом в статье «Последствия сближения Турции и Армении после подписания протоколов 10 октября 2009 года в Цюрихе » пишет аналитик Бюро национальной безопасности Польши Конрад Заштовт.

Он напоминает, что президент Азербайджана Ильхам Алиев поставил под сомнение участие своей страны в стратегически важном для ЕС газопроводе NABUCCO, заявляя, что существуют иные альтернативы. «Это заявление следует рассматривать в качестве элемента переговоров, а не заявку на реальный выход Азербайджана из проекта NABUCCO. Не кажется, что Баку мог и хотел бы полностью отказаться от экспорта сырья в Турцию и через ее территорию до Европы. Ни одна из альтернатив не является экономически и геополитически более привлекательной, чем турецкие маршруты (нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, газопровод Баку-Тбилиси-Эрзрум, запланированный NABUCCO). Однако в связи с турецко-армянским сближением Баку будет развивать иные пути экспорта в российском, иранском и кавказско-черноморском направлениях», — пишет Конрад Заштовт.

По словам эксперта, контракт с Россией на 500 млн куб метром газа, это не то количество, которое составит серьезный процент в объеме экспорта Азербайджана. Также, эту страну с соседним Ираном соединяет трубопровод, по которому может экспортироваться до 7 млрд куб. метров газа. «Однако не кажется, что Баку пожелает слишком тесно сотрудничать с Ираном в энергетической сфере. Во-первых, данное сотрудничество не сулит продажи сырья по высоким ценам, как в случае с европейскими рынками. Во-вторых, это поставит под угрозу отношения Баку и Вашингтона, который стремится к международной изоляции Тегерана», — отмечает эксперт.

Третьей альтернативой Турции может быть экспорт углеводородов по кавказско-черноморской трассе — через Грузию и Черное море до украинской Одессы или румынской Констанцы, считает аналитик. По его мнению, проявлением заинтересованности Азербайджана развитием румынского маршрута для экспорта нефти и газа стал визит президента Алиева в Бухарест 28-29 сентября 2009 года. Тогда, предметами переговоров Алиева, кроме перспектив строительства NABUCCO, стали также планы строительства терминала НПЗ в Констанце и нефтепровода Констанца-Триест, куда должно поставляться азербайджанское сырье. Азербайджанская нефть, как отмечает аналитик, может поставляться и на Украину. В результате подписания контракта между ГНКАР и Укртранснафта в начале октября 2009 года, начались поставки азербайджанской нефти через терминал в Одессе до самого большого НПЗ на Украине в Кременчуге. «Открытым остается вопрос использования нефтепровода Одесса-Броды (и планируемого продления его до Плоцка и Гданьска) для транзита азербайджанского сырья. Казалось бы, что нынешняя заинтересованность Баку в поисках альтернативных турецким путей экспорта нефти могут ускорить реализацию изначальной концепции — транспортировки нефти из Одессы до Брод, а далее, после продления трубопровода, до Плоцка и Гданьска. Однако, будущее этой трассы в большей степени зависит от конструктивных действий украинской стороны и активности Польши. В случае дальнейшей стагнации проекта Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск, Азербайджан может больше заинтересоваться сотрудничеством с Румынией и проектом Констанца-Триест, — полагает Конрад Заштовт в статье, опубликованной на сайте Института Центрально-Восточной Европы.

Постоянный адрес новости: www.regnum.ru/news/1239177.html

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *