ИноСМИ: Главным экономическим событием в России стало открытие первой очереди нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). На загрузку первого танкера, который отправится в Гонконг, в порт Козьмино специально прилетел премьер-министр РФ Владимир Путин. По словам главы российского правительства, запуск новой нефтепроводной системы имеет стратегическое значение и позволит России выйти на перспективные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.
Уже сегодня первая очередь системы рассчитана на прокачку до 30 миллионов тонн нефти в год. Из них первая половина пойдет непосредственно в Китай по трубопроводу, а вторая – по железной дороге из Сковородина до порта Козьмино. К 2014 году на этом железнодорожном участке также будет проложен нефтепровод.
Символично, что сегодняшний пуск нефтемагистрали на Дальнем Востоке совпал с событием в сфере энергетики и в Восточной Европе. Словакия уведомила Брюссель, что Россия официально известила ее и двух ближайших соседей (Венгрию и Чехию) о возможных перебоях в поставках нефти из-за неразрешенных проблем между Москвой и Киевом, связанных с транзитом жидкого топлива. Вот почему Русская служба «Голоса Америки» попросила московских экспертов высказать свои взгляды на вопрос о диверсификации поставок российских энергоносителей и о возможном развороте российской энергополитики с Запада на Восток.
«Еще в 2005-м году должен был заработать нефтепровод: «Ангарск – Дацин» в Китай. Опоздание на четыре года и значительно более высокие затраты на строительство ВСТО – это и есть плата за диверсификацию», – считает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. «Зато, – продолжает он, – теперь нефть из Восточной Сибири может пойти не только в КНР, но и в другие страны региона».
По мнению доктора экономических наук Делягина, противником первого «исключительно китайского пути» тихоокеанского нефтепровода выступил Вашингтон, усмотревший угрозу в «монопольной привязке» российских энергоресурсов только к одному участнику мирового энергетического рынка, являющемуся к тому же главным экономическим конкурентом США. Вместе с тем, отмечает Михаил Делягин, нынешний вариант транссибирской нефтяной магистрали может принести России как новые дивиденды, так и новые риски, «ведь трубопровод «проходит тысячу километров по сейсмоопасной зоне». «Однако в целом ВСТО будет способствовать «если не модернизации, то хотя бы реиндустриализации российского Дальнего Востока» – полагает независимый эксперт Михаил Делягин.
«Политическое руководство в Москве уже давно заявляло, что Россия как евразийская держава должна активнее разворачиваться в сторону Азии. Однако зачастую это были только декларации, а сейчас мы видим дела, – подчеркивает Валерий Кистанов, руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН.
«Конечно, – констатирует он, – в ближайшей перспективе Европа, куда еще со времен СССР проложена разветвленная система трубопроводов из Западной Сибири, будет оставаться нашим основным энергопотребителем. Но центр мировой экономики все больше смещается на Восток».
По словам Валерия Кистанова, очень важно, что сейчас выйдя на энергетический тихоокеанский рынок, Россия сможет предлагать свои углеводороды не только Китаю, но также Японии, Южной Корее и даже странам АСЕАН. «Кроме того, высококачественная восточносибирская нефть может оказаться востребованной и для потребителей тихоокеанской части североамериканского континента», – полагает эксперт.
«Американские компании способны стать сегодня не только покупателями нефти, поставляемой по линии ВСТО, но и инвесторами этого проекта», – указывает ведущий сотрудник Института США и Канады РАН, автор монографии «Энергетическая стратегия России и США» Александр Шумилин. «Вторая очередь нефтепровода потребует еще 10 миллиардов долларов инвестиций», – констатирует аналитик. Уже сейчас китайские государственные инвесторы, по мнению Александра Шумилина, проявляют заметный интерес к дальнейшему финансированию новой нефтесистемы, однако Москва демонстрирует в этом вопросе определенную сдержанность и опасается, что ее энергетическая политика в азиатско-тихоокеанском регионе окажется в чрезмерной зависимости от Пекина.
В свою очередь американские и канадские инвесторы, которые, в отличие от китайских, представляют частный, а значит — более чувствительный к рискам и фактору прибыли, капитал, пока занимают выжидательную позицию. Поэтому перспектива американских инвестиций в дальнейшую реализацию проекта «Восточная Сибирь – Тихий океан» выглядит интересной, но пока неопределенной, считает Александр Шумилин.
Оригинал публикации: Русская служба «Голоса Америки»
Комментарии