Голос России: Российская компания «Транснефть» обсуждает с партнерами в Турции, Италии и Греции возможность объединения трубопроводов «Бургас-Александрополис» и «Самсун-Джейхан».
«Транснефть» обсуждает с партнерами в Турции, Италии и Греции возможность объединения трубопроводных проектов для поставок углеводородного сырья «Бургас-Александрополис» и «Самсун-Джейхан».
Как сообщил глава компании, европейские партнёры с интересом отнеслись к идее создать два направления по транспортировке нефти и, соответственно, объединение двух юридических лиц в одном консорциуме. Некоторые эксперты относятся к этой задумке скептически. Говорит генеральный директор «Инфотэк-Терминал» Рустам Танкаев.
«Это проекты, в общем-то, альтернативны один другому. «Самсун-Джейхан» позволяет вывести российскую нефть в обход проливов Босфор и Дарданеллы в Средиземное море. Турция считает, что пропускная способность проливов ограничена и старается ограничивать количество танкеров, которые проходят такими проливами. При этом они, конечно, заинтересованы в том, чтобы альтернативный поток нефти шёл через их территорию, и развивался порт Джейхан, который стратегически Турция рассматривает как один из ключевых нефтеналивных портов мира. Проект же «Бургас-Александруполис», он очень старый. Я вообще не представляю, как можно объединить эти два проекта. Они даже по пространственным показателям разнесены между собой достаточно далеко, в них участвуют совершенно разные страны. Просто у «Транснефти» подписаны документы по проекту «Бургас-Александруполис», а в «Самсун-Джейхан» Россия неизбежно должна участвовать потому, что этот проект принят как бы в обмен на разрешение строительства «Южного потока».
Тем не менее, условия для успешного объединения двух проектов существуют. Их назвал аналитик «Банка Москвы» Денис Борисов:
«В настоящий момент каждый из нефтепроводов будет загружен на полную мощность. Ожидается, что эта величина составит порядка пятидесяти миллионов тонн. Ожидается, что такого количества вполне хватит, чтобы полностью разгрузить проливы. Основным ключом для решения проблемы с загрузкой одной и второй трубы является поиск сырьевой базы. Возможное расширение каспийского трубопроводного консорциума и увеличение объёма прокачки казахстанской нефти через черноморский регион, оно отчасти способно решить эту проблему. Однако в глобальном смысле необходимо увеличить поставки нефти из России».
Глава «Транснефти» подчёркивает, что маршруты «Бургас-Александруполис» и «Самсун-Джейхан» не являются конкурентными. К тому же весьма привлекательно выглядят предложения турецкой стороны предоставить российским компаниям преференции при транспортировке их нефти через Босфор, в случае если они примут участие в проекте «Самсун-Джейхан».
Комментарии