«Нефть России»: Виктор Галенко заместитель генерального директора ООО «Финам». Я геолог-геофизик, по второй специальности. Поэтому, последнее изучение материалов ученых по «возобновляемости» запасов нефти и газа доставило огромное удовольствие. Попробую поделиться этой информацией с вами. Вот амбула. На первом курсе МГРИ (московского геологоразведочного института), наш преподаватель сказал: «Знаете ли, почему астрология стала астрономией, а геология, так и осталась геологией? Аудитория зачаровано промолчала. А потому, что та наука, которую я вам буду преподавать, вообще практически не знает ничего о том, что творится в толще земли. Наши знания основаны лишь на огромном опыте исследований, но попытки построить теоретически непротиворечивые модели, постоянно разбиваются об исключения, которые встречаются в повседневной практике. Поэтому мы, как и астрологи, никогда не станем точной наукой. Итак, запишем тему: Восемь основных гипотез по происхождению Земли…». По окончанию института, вопросов у меня осталось больше чем ответов.
Как же изучаются запасы нефти и газа? Очень просто. На поверхности земли производится взрыв, взрывная волна проникает вглубь земли, отражается и возвращается назад. Там ее улавливают сейсмоприемники, записывают колебания на магнитную ленту, а потом компьютер по этим данным строит профиль земной коры, где видны полости заполненные нефтью, газом, и.т.д. Это в теории. На практике, наше знание о земных глубинах, ограничено слоем (поверхностью) Мохоровичича. От 5 до 70 км в разных частях земного шара. Открою секрет — наука вообще не знает, что творится за этим слоем. Есть невнятные гипотезы, одна противоречивее другой и все они НЕ работают. Вот такая длинная амбула, что бы вам было интереснее.
А что такое нефть и газ? Вот банальное определение:
Сырая нефть — природная легко воспламеняющаяся жидкость, которая находится в глубоких осадочных отложениях и хорошо известна благодаря ее использованию в качестве топлива и сырья для химического производства. Химически нефть — это сложная смесь углеводородов с различным числом атомов углерода в молекулах; в их составе могут присутствовать сера, азот, кислород и незначительные количества некоторых металлов.
Природный (нефтяной) газ, состоящий из метана и других легких насыщенных углеводородов, — весьма дешевое и удобное топливо. Все. Все остальные определения и попытки понять, что это такое, это гадание на кофейной гуще.
Еще совсем недавно ученые считали, что все мировые месторождения известны, запасы посчитаны, скорость добычи определена, и через 30-40 лет, все «легкодобываемые» запасы этих полезных ископаемых будут практически исчерпаны.
Так, Д. И. Менделеев впервые обратил внимание на то, что нефть является важнейшим источником химического сырья, а не только топливом; он посвятил ряд работ происхождению и рациональной переработке нефти. Ему принадлежит известное высказывание: «Нефть — не топливо, топить можно и ассигнациями» (полагая, что целлюлоза ассигнаций — возобновляемый и менее ценный источник сырья, чем нефть)
Вот уже лет 130 сосуществуют две теории на этот счет. Согласно первой, общепризнанной, нефть — невозобновляемый ресурс, имеет органическое происхождение и образуется с участием останков древней флоры и фауны.
Альтернативная теория предполагает неорганическое происхождение: образуется благодаря круговороту воды в природе. Таким образом, вода переносит углеводороды, вступающие в реакцию с водородом из недр Земли. Поэтому нефть — возобновляемый ресурс.
Обратимся к практике.
Так, специалист известнейшего в мире Института проблем нефти и газа Российской Академии наук Азарий Баренбаум уверен: традиционное мнение о том, что нефть образуется из остатков отмерших живых организмов, в корне неверно. Он развил теорию Менделеева, а заодно и опроверг теорию парникового эффекта. Как все происходит? Углерод, попадающий в атмосферу, вымывается из нее дождями и с дождевой водой снова падает в землю в форме гидрокарбоната. Одновременно с накоплением в земной коре углерода в толще недр из мантии выделяются мощные потоки водорода. При высоких температурах и давлении происходят химические реакции, в результате которых появляются газы, в том числе метан и капельная нефть. И что особенно удивительно, весь этот процесс происходит не за миллионы, а всего за несколько десятков лет.
Выводы ученого подтверждают возобновление запасов нефти на давно эксплуатируемых нефтегазовых месторождениях, а потом заброшенных в 40—50-е годы прошлого века: в Татарии, Чечне, Мексике, американских штатах Техас и Оклахома.
Вот еще пример: Одна из них — феномен необъяснимого роста запасов существующих месторождений. Поясню на примере. Когда нефть была открыта в Татарстане, ее запасы оценили в 709 млн. тонн. Ошибки вроде не было. Однако на сегодняшний день в Татарстане уже добыто почти в четыре раза больше нефти, чем было предсказано, — около 2,7 млрд. тонн. И заканчиваться татарская нефть не собирается, в обозримом будущем…
Один из авторов открытия, профессор ГАНГ Виктор Гаврилов может часами перечислять примеры таких «аномалий». Суть его теории — природа умеет пополнять свои кладовые. Известно, что углеводороды постоянно поднимаются из глубин планеты к поверхности земной коры. Считалось, что это происходит очень медленно. Для восстановления запасов месторождений нужны десятки миллионов лет.
Но ученые из ГАНГ уверены, что процесс идет значительно быстрее. Чтобы вновь наполнить скважины «черным золотом», достаточно времени, сопоставимого с продолжительностью жизни человека. «Мы проводили эксперименты на Талинском месторождении в Западной Сибири. Оказалось, что скорость перемещения нефтяных флюидов (летучих компонентов нефти) от скважины к скважине составляет почти 6 км в сутки», — рассказывает Гаврилов.
Если нефть и газ действительно окажутся возобновляемыми ресурсами, в этом не будет ничего удивительного. Они — одни из главных загадок природы. Известен их химический состав, совершенствуются методы добычи, но их происхождение — тайна за семью печатями.
Кстати, считается, что абсолютно точной информации (государственной) о реальных запасах нефти в России нет. Запасы газа известны, они публикуются, а запасы нефти — нет — запрещено еще с советских времен. Так ли это, мне точно выяснить не удалось. Мнения коллег экспертов разделились. Однако есть утверждение, что реальные запасы в России в 3-4 раза больше чем по данным BP Statistical review of world energy за 2009 год — 79 млрд. баррелей. Впрочем, есть и другая точка зрения, что нефтяные запасы Земли в настоящее время сознательно завышаются, дабы избежать паники и чудовищного роста цен.
Итак, к чему мы пришли? Геологи не знают истинных запасов нефти, а политики и бизнесмены этими цифрами манипулируют в зависимости от обстоятельств. Но приблизительно, можно предположить по многочисленным публикациям, что запасов нефти и газа в России хватит до конца нынешнего тысячелетия. Таким образом, поводов для паники у землян нет. Да и теория о «возобновляемости» нефти и газа мне очень понравилась в силу ее непротиворечивости и подтверждения реальными фактами. Поэтому полагаю, что в этом вопросе мы можем быть
оптимистами, и вспомнить главу из книги Дейла Карнеги, как перестать беспокоится и начать жить.
И «на закуску» – небольшая история об ошибках разведки. К 100-летию рождения В.И. Ленина в 1970 году в СССР решили пробурить самую глубокую скважину в мире. Геофизики очень долго искали место, и наконец, его нашли. На Кольском полуострове. Скважину назвали «Кольская сверхглубокая». По данным разведки скважина должна была пересечь огромное количество слоев и дать неоценимую информацию об устройстве Земли. Не получилось! Вместо всех нарисованных слоев из скважины доставали только гранит. И ничего кроме гранита — 12 262 метра гранита. Эта разведка стала бесконечным поводом для шуток между геологами над геофизиками. До сих пор. Что и доказывает: теория без практики мертва, но древо жизни пышно зеленеет.
Источник www.newsland.ru
Комментарии