Утро.Ру: В нынешнюю морозную зиму Китай почувствовал, что ему не хватает газа. Очень удачно на помощь пришла Туркмения. Однако в перспективе такая ситуация дает шанс «Газпрому» заключить давно обсуждаемое соглашение по поставкам голубого топлива в КНР на выгодных для России ценовых условиях.
Как сообщила на днях Китайская ассоциация нефтяной и химической промышленности, потребление газа в КНР в 2009 г. выросло на 11,5% и составило 87,5 млрд кубометров. Особенно отличился Пекин: там в период с 1 ноября 2009 г. по 7 января 2010 г. было сожжено почти 2,5 млрд куб. м природного газа – на четверть больше, чем за аналогичный период прошлой зимой.
И хотя китайские газовики трудятся не покладая рук, рост добычи природного газа в стране все равно не поспевает за ростом его потребления. В прошлом году было добыто 83 млрд кубометров, что на 7,7% выше показателя 2008 г., но потребление растет более чем на 10% ежегодно с начала нынешнего столетия. Как следствие, Китай не так давно превратился в нетто-импортера природного газа. Такова политика партии: увеличивать долю газа в энергетическом балансе страны, поскольку он считается более экологически чистым, чем уголь, традиционный для большинства китайских ТЭЦ. Доля газа должна быть в ближайшие годы увеличена с нынешних 4% до 10%. При таких раскладах, как подсчитали эксперты, к 2015 г. уровень годового потребления газа в Китае достигнет 200 – 250 млрд кубометров. Примерно половину этого объема (до 130 млрд куб. м) ему придется импортировать.
До недавних пор Китай закупал лишь небольшие объемы газа в сжиженном виде. Однако в конце прошлого года в строй вступил газопровод «Центральная Азия – Китай», по которому в Поднебесную в 2010 г. будет поставлено 13 млрд куб. м, а в дальнейшем – до 40 млрд кубометров туркменского, узбекского и казахстанского газа. Основную обязалась поставлять Туркмения. Точнее, это будут делать сами китайцы – Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC), получившая права на разработку грандиозного месторождения Самандепе на туркменской территории (его запасы, по предварительным оценкам, составляют 1,3 трлн кубометров).
Свой вклад в снабжение Китая газом давно хочет внести и Россия. Но сделать этого пока не позволяла скупость китайцев. Почти четыре года назад в ходе визита в Пекин Владимир Путин озвучил неожиданно масштабный проект: строительство двух газопроводов в Китай из Сибири (один из Западной, другой из Восточной), общей мощностью до 80 млрд кубометров в год. Вместе с центральноазиатской трубой они практически полностью закрыли бы среднесрочные потребности Поднебесной в импорте газа. Предполагалось, что западная труба – газопровод «Алтай» протяжностью 2,7 тыс. км – будет запущена в 2011 году.
Однако китайцы уперлись в вопросе о цене будущих поставок. Они предлагали не более $100 за тысячу кубометров, тогда как в Европе цена уже превышала $300. На этом дело и застопорилось. Затем, уже в 2009 г., опять же в ходе визита Владимира Путина в Пекин, было подписано рамочное соглашение об условиях экспорта российского газа в КНР. Прорывом его назвать сложно, но какое-то шевеление началось. По крайней мере, было согласовано, что цена поставляемого газа будет привязана к цене «нефтяной корзины» на азиатских рынках. Окончательный контракт стороны рассчитывают подписать будущим летом.
А в январе с необычайно оптимистичным заявлением выступил глава Республики Алтай Александр Бердников. По его словам, строительство газопровода «Алтай» начнется в ближайшее время, и уже выделен 1 млрд руб. для строительства автодороги к опорной базе «Газпрома», которая будет использоваться при прокладке трубы. По мнению Бердникова, газопровод в КНР будет приносить в бюджет республики по несколько миллиардов рублей в год, а также позволит попутно газифицировать села четырех местных районов и создать новые рабочие места.
Надо сказать, для Бердникова продвигать газопровод «Алтай» – дело не новое. В первый срок своих полномочий он добился общественной поддержки этого проекта (поначалу местные жители воспринимали в штыки идею прокладки «большой трубы» через заповедные места алтайских гор). Возможно, именно поэтому Бердников был утвержден на второй срок: во главе алтайского региона должен стоять энтузиаст одноименного газопровода.
Тем не менее перспективы строительства обеих труб из России в Китай до недавних пор выглядели не слишком обнадеживающими: уж больно велики должны быть затраты на их строительство и слишком слаб интерес китайской стороны к российскому газу. Отсюда и неинтересные ценовые предложения. Пекин хотел скорее «застолбить» для себя какой-то объем поставок на будущее, нежели начать покупать дорогой российский газ в ближайшее время. Россия тоже не слишком-то форсировала события: на Востоке у нее пока мало разведанного газа, а на Западе есть стабильные покупатели. Так что раннее «анонсирование» китайского проекта было для нее лишь способом легкого шантажа европейских потребителей газа.
Но теперь, похоже, ситуация меняется. То будущее, ради которого Пекин хотел запастись «теоретическим» газом, наступает довольно быстро – российское голубое топливо может понадобиться уже года через три – четыре. Так что самое время договориться о цене. Согласно оценкам «Газпрома», она не может быть ниже $250 за тысячу кубометров, а по расчетам независимых экспертов – не ниже $350. Иначе строить будет невыгодно. Впрочем, китайская сторона может прокредитовать строительство газопровода, как это было в случае с нефтепроводом «Восточная Сибирь – Тихий океан». Проверено: в этом случае российские нефтегазовые компании становятся сговорчивее. Андрей МИЛОВЗОРОВ
Комментарии