«Нефть России»: Серьезная озабоченность Европы в альтернативных маршрутах поставок энергоносителей значительно повысила интерес к запасам газа, расположенным в странах Каспийского региона.
Учитывая, что все страны, обладающие серьезными запасами газа в регионе, неоднократно заявляли о готовности поставлять свои ресурсы в Европу, основным, в настоящее время, является вопрос доставки энергоносителей на европейские рынки.
Значительный интерес представляют не только запасы газа, имеющиеся в Азербайджане, но и маршрут доставки энергоносителей с восточного побережья Каспийского моря через территорию республики. Заинтересованность в этом маршруте, прежде всего, объясняется его реальной альтернативностью. Другие маршруты поставки среднеазиатского газа могут проходить либо через Россию, от монополизма которой, хочет избавиться Европа, либо через Иран, политические отношения с которым у европейских стран в последние годы нестабильны.
Для поставки газа с восточного побережья Каспия необходимо создание специальной инфраструктуры. На протяжении многих лет поднимается вопрос строительства Транскаспийского газопровода для доставки газа из Туркменистана, обладающего самыми значительными запасами газа в Средней Азии (7,94 триллионов кубических метров по данным BP — 4 место в мире), однако этот вопрос остается нерешенным из-за несогласованности статуса Каспия.
В последнее время поднимается вопрос о возможности сжижения газа на специальных терминалах и его транспортировки через море в Азербайджан и далее в Европу. Азербайджанское государственное каспийское морское пароходство уже имеет опыт транспортировки сжиженного газа паромами из Туркменистана. Для этого на паромах были установлены специальные системы безопасности, необходимые для перевозки сжиженного газа. Однако перевозки сжиженного газа паромами не дадут объемов, необходимых для заполнения трубопроводов.
По оценкам специалистов, при отсутствии Транскаспийского газопровода создание инфраструктуры по сжижению газа, использование специальных газовозов для перевозки продукции может быть рентабельно только при условии транспортировки более 30 миллиардов кубических метров газа по этому маршруту. Таким образом, создание Транскаспийского газопровода является наиболее рентабельным, приемлемым и реальным проектом для доставки туркменского газа в Европу через Азербайджан.
В настоящее время проект сжижения каспийского газа для транспортировки в Европу рассматривается не только на базе каспийских портов. По заявлениям представителей Государственной нефтяной компании Азербайджана, сегодня рассматривается вопрос строительства терминала по обработке азербайджанского газа на черноморском побережье Грузии (ГНКАР владеет нефтяным терминалом в Кулеви), и его транспортировка судами в Румынию или Болгарию для его дальнейшей отправки по внутренней газотранспортной сети Европы. Проект рассматривается в двух направлениях — LNG и CNG. Первый — это строительство завода по сжижению газа, а второй — доставка газа непосредственно на судно для его сжатия. В рамках этого проекта речь идет о 7-20 миллиардах кубических метров газа.
Наиболее приемлемыми проектами транспортировки каспийского газа в Европу являются трубопроводные маршруты. В частности, большое значение Европейский союз придает Южному энергетическому коридору, предполагающему поставки газа из Каспийского региона, через территорию Турции, по трубопроводам Nabucco, ITGI, Трансадриатическому газопроводу в Европу.
Однако несогласованность вопроса транзита через территорию Турции, а также отсутствие конкретных действий по этим проектам, ставит под вопрос процесс транспортировки газа по этим маршрутам и приводит к поиску новых альтернативных маршрутов для доставки каспийского газа в европейские страны.
Заместитель директора агентства Trend Capital Сеймур Алиев, — передает Trend Capital.
Комментарии