На тропе нефтяных войн: Казахстан инициирует пересмотр ранее заключенных соглашений

«Нефть России»: Казахстан инициирует пересмотр ранее заключенных соглашений в нефтяном секторе. В процесс пересмотра соглашений в нефтяном секторе сегодня вовлечены практически все: депутаты, профильное министерство, а также общественность, которая активно обрабатывается при помощи СМИ.

Цель одна: как и любая развивающаяся страна, Казахстан ищет легитимные пути выхода из невыгодных соглашений по разделу продукции с минимальными потерями.

При этом основными причинами, по которым Казахстан заключил СРП, стали, во-первых, отсутствие собственных технологических возможностей вести разведку, бурить и вести промышленную добычу на нефтяных месторождениях — пришлось привлекать крупные иностранные компании, которые… Во-вторых, последние, воспользовавшись несовершенством законодательной базы, готовностью властей как можно скорее выйти на нефть и коррумпированностью госаппарата, сумели подписать выгодные для себя СРП. Одно то обстоятельство, что выплаты начнутся только после того, как инвесторы отобьют свои инвестиции, сильно нервирует казахстанские власти. С другой стороны, этот пункт стимулирует инвесторов постоянно повышать цену разработки. Ярким примером может служить рост издержек инвесторов по Кашагану. За прошедший период она выросла вчетверо, и никто сейчас не может точно сказать: врут ли инвесторы и, если врут, то насколько.

Лихорадочные поиски

Казахстан не в состоянии в одностороннем порядке аннулировать СРП и выставить счет инвесторам. Это означало бы несоблюдение казахстанскими властями ранее заключенных контрактов. Что может привести к резкому снижению инвестиционной привлекательности Казахстана, росту недоверия со стороны иностранных инвесторов, а также к бесконечным судебным тяжбам со стороны инвесторов, которые уже работают в стране. Тяжбы с минимальными шансами их выиграть Астане не нужны.

Поэтому власти занялись тем, что им позволяет нынешняя ситуация: приводят в надлежащий вид нормативную базу. Через депутатов вносятся необходимые изменения в два ключевых закона — «О недрах и недропользовании» и «О нефти».

Сегодня власти заявляют, что Закон о разделе продукции при проведении нефтяных операций на море уже утратил силу в связи с введением в действие Налогового кодекса. Депутаты постарались.

Всего при обсуждении законопроекта о недропользовании проведено 41 заседание рабочей группы с участием широкого круга представителей всех заинтересованных министерств и ведомств, представителей общественных объединений, ассоциаций природопользователей и организаций. Рассмотрено более 1700 поступивших от депутатов, постоянных Комитетов и Отдела законодательства Мажилиса замечаний и предложений, 700 из которых вошли в сравнительную таблицу. Эта таблица будет представлена властям и инвесторам.

Законопроектом предусматривается сокращение перечня разрешительных документов, сроков их рассмотрения и упрощение порядка предоставления права недропользования.

Детально урегулированы процедуры реализации приоритетного права государства и выдачи (отказа в выдаче) разрешений на отчуждение права недропользования (его части), долей участия (пакетов акций) в юридических лицах, обладающих правом недропользования.

Определяются процедуры прекращения права недропользования в принудительном порядке, а также устанавливается порядок предоставления права недропользования на основе конкурса и на основе прямых переговоров. Вводится порядок возобновления действия контрактов на недропользование в случае прекращения их действия в одностороннем порядке по инициативе компетентного органа. Систематизируются правовые нормы, регулирующие проведение нефтяных операций.

Все понятно: власти должны определить приоритетное право нацкомпании «КазМунайГаз» (КМГ) на выкуп долей в проектах, прописать возможности для государства в одностороннем порядке прекращать права недропользования. Приоритетное право необходимо для того, чтобы инвесторы не перепродавали свои права другим компаниям, тем самым увеличивая бюджет проектов. И чтобы любая попытка продать свою долю упиралась в необходимость уступать ее в приоритетном порядке КМГ. Тем самым, создается правовая основа для увеличения доли Казахстана в нефтяных проектах.

У инвесторов пока развязаны руки. На примере Кашагана можно видеть, как инвестор может бесконечно долго откладывать промышленную добычу, увеличивать бюджет освоения, не неся за свои действия никакой ответственности. Если государство будет иметь право в одностороннем порядке прекращать права недропользования, инвесторы станут покладистее.

Без резких движений

Нет никакого сомнения в том, что казахстанские власти прекрасно понимают очевидное: разрывать в одностороннем порядке СРП нельзя ни в коем случае. Можно совершенствовать законы, прописывать другие условия, вносить изменения и дополнения. Все что угодно, кроме одностороннего пересмотра СРП. На такое способен пойти разве что президент Венесуэлы Уго Чавес. Он так и сделал, национализировав нефтяную отрасль.

Казахстан не Венесуэла, и выходить из СРП будет тактично, долго, но настойчиво. То есть необходимо добиться того, чтобы сами инвесторы инициировали пересмотр СРП на добровольной основе. Добровольная основа — это и есть оптимальный выход из СРП, или части условий СРП, невыгодных Казахстану. А так как инвесторов устраивает нынешний статус-кво по СРП, сделать это трудно. Но не невозможно.

К примеру, давление на инвесторов можно оказывать через экологические службы, которые будут с особым пристрастием проверять инвесторов, не желающих на добровольной основе пересматривать СРП. Давление можно оказывать и посредством других инструментов, к примеру, через повышение казахстанского содержания не только в вопросах кадрового состава, но и закупок, что и делается в последнее время.

Потенциальная угроза

Министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев недавно заявил, что контракты с недропользователями, заключенные в рамках прежнего налогового законодательства, могут быть расторгнуты в одностороннем порядке в случае угрозы национальной и экономической безопасности страны. Об этом он сообщил на расширенном заседании комитета по вопросам экологии и природопользованию парламента.

Глава ведомства обратил внимание на то, что в соответствии с новым Налоговым кодексом стабильность налогового режима сохранена для СРП по освоению крупнейших месторождений, в частности, Кашагана, Карачаганака, Тенгиза.

«Если и отказываться от налоговой стабильности по этим 3-4 контрактам, то реальный путь — это только разрыв контракта, потому что это кардинальный пересмотр (условий соглашений)», — сказал он.

Стоит только уточнить, что угроза должна исходить непосредственно от деятельности инвестора. Любая другая угроза, будь даже угроза странового дефолта, учитываться, по всей видимости, не будет.

После того, как президент Нурсултан Назарбаев дал поручение о необходимости распространения действующего налогового режима на всех без исключения недропользователей, министр оказался меж двух огней.

Президент рано или поздно обязательно спросит у министра, как идет выполнение его поручения. И Мынбаеву придется держать ответ.

Можно, конечно, попытаться воспользоваться российским опытом, примененным к проекту «Сахалин-2». Задействовав экологов, российские власти в течение нескольких месяцев демонстрировали через СМИ результаты деятельности иностранного инвестора: погибшую рыбу, экологические катаклизмы, якобы произошедшие в результате действий или бездействия инвестора. Одно плохо. Американцы из проекта ушли, опасаясь одностороннего разрыва контракта с российской стороны. Свою долю они переуступили «Газпрому». Но, судя по всему, она обошлась российскому правительству довольно дорого. Американцы не стали подавать иск против российского правительства. И здесь можно гадать: или доказательной базы было предостаточно, и инвестор просто знал, что проиграет дело в суде, или выплаченные за его долю деньги оказались с бонусом, который позволил забыть о проекте.

Видимо, наш министр энергетики и минеральных ресурсов готов пойти именно по такому пути, но чуть иначе. Разница лишь в том, что россияне имеют технологические возможности продолжать бурение и начать промышленную добычу, а Казахстан — нет.

Значит, Мынбаеву важнее не выставлять иностранцев за дверь, а добиться добровольного пересмотра СРП со стороны инвестора, пусть даже под угрозой их разрыва в одностороннем порядке, — пишет Gazeta.kz.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *