Financial Times: Китай присматривается к Арктике

«Нефть России»Financial Times помещает материал о растущем стратегическом интересе Китая к Арктике и возможной в связи с этим его более активной роли в регулировании этого региона. Это явствует из нового доклада Стокгольмского Международного Института мирных исследований (Stockholm International Peace Research Institute — SIPRI), в котором говорится, что Арктика может стать еще одной зоной (наряду с растущими инвестициями в Африку и попытками закрепиться в Индийском океане), где КНР начнет устанавливать свои геополитические интересы.

Поскольку экономика Китая зависит от внешней торговли, то сокращение путей доставки во время летних месяцев имеет серьезную коммерческую выгоду.

Как говорится в докладе SIPRI, перспектива того, что в летние месяцы в Арктике станет возможна навигация (как результат таяния ледников), заставила Пекин прислушаться к требованиям своих ученых и выделить больше средств на полярные исследования.

«Поскольку экономика Китая зависит от внешней торговли, сокращение путей доставки во время летних месяцев имеет серьезную коммерческую выгоду», — приводит FT выдержку из доклада, поясняя, что речь идет о сокращении маршрута Шанхай-Гамбург (который пока проходит через Малаккский пролив и Суэцкий канал) на 6400 км, а также существенное снижение страховки, поскольку в Арктической акватории, пока во всяком случае, отсутствует пиратство.

Другой потенциальный интерес Китая может заключаться в добыче в Арктике природных ресурсов, говорится в докладе, публикация которого совпала по времени с подготовкой России к отправке впервые своего нефтяного танкера по Северному Ледовитому океану.

В июле этого года государственная судоходная компания «Совкомфлот» отправит из морского нефтеналивного порта Витино свой танкер по Белому морю в Японию в сопровождении ледокола, что послужит началом использованию Северного пути для перевозки нефтяного экспорта.

FT приводит слова Генерального директора компании Сергея Франка, сказавшего, что маршрут через Арктику станет «плавающим нефтепроводом», который постепенно поможет России переориентировать свой нефтегазовый экспорт с Европы на более динамичный юго-восточный рынок, включая и Китай.

Китай с особенной осторожностью относится к России и опасается, что та может запросить слишком высокую цену за транзит, что может нивелировать большую часть потенциальной выгоды.

Франк, вместе с тем, исключил возможность для Китая использовать этот маршрут из-за непредсказуемых навигационных условий и высоких страховых выплат, однако, по его словам, российский путь по Северному Ледовитому океану не будет закрыт для иностранных судоходных компаний, которым придется соответствовать морскому и природоохранному законодательству России.

Автор отчета SIPRI Линда Якобсон в интервью газете заявила, что стратегическая ситуация в Арктике «гораздо более сложная», чем в Антарктике: «Китай с особенной осторожностью [в этом вопросе] относится к России и опасается, что та может запросить слишком высокую цену за транзит, что может нивелировать большую часть потенциальной выгоды».

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *