«Нефть России»: Еврокомиссар по энергетике Понтер Еттингер дважды поменял сроки запуска газопровода. В интервью немецкой газете чиновник заявил, что запуск проекта может быть отложен до 2018 года. Однако несколько часов назад сам же опроверг эту информацию, — пишет «Газета».
«Я уверен, что первый газ будет пущен в трубу в конце 2014 года, а полная загрузка производственных мощностей намечена на 2018 год, как и было ранее запланировано», — сообщил еврокомиссар по энергетике Гюнтер Еттингер агентству Reuters.
Таким образом, Еттингер опроверг собственное высказывание в интервью немецкой газете Sueddeutsche Zeitung о том, что запуск Nabucco может быть отложен на четыре года.
Ранее не подтвердил информацию о возможном переносе сроков сдачи проекта представитель немецкого RWE, одного из участников проекта, Майкл Розен. В интервью агентству Bloomberg он пояснил, что «не видит никаких причин, чтобы менять временные рамки реализации проекта Nabucco».
Розен сообщил, что RWE ожидает первых поставок уже в 2014 году. «Мы планируем начать строительство в конце 2011 года и ожидаем, что поставки газа начнутся в конце 2014 года», — цитирует Майкла Reuters.
По мнению ведущего эксперта аналитического управления Центра политической конъюнктуры России Дмитрия Абзалова, первоначальные оценки Еттингера, процитированные немецким изданием, могли быть реакцией на решение Ирана по строительству газопровода в направлении Пакистана (газопровод Иран — Пакистан — Индия. — «Газета»). «Дело в том, что Иран рассматривался как сырьевая база, теперь на этом проекте можно окончательно поставить крест», — считает Абзалов.
По его словам, осталось два варианта — Туркмения и Азербайджан. «Азербайджан, судя по договоренностям начала марта, не сможет обеспечить германские компании необходимым газом. Что касается Туркмении, то там активно начали работать китайские концерны», — поясняет Дмитрий Абзалов.
«Пока ни одного договора с поставщиками газа не подписано, вопрос наполняемости Nabucco остается открытым», — комментирует заместитель директора инвестиционной группы «Норд-Капитал» Светлана Ткаля.
К примеру, никак не завершатся переговоры между Турцией и Азербайджаном о будущих поставках газа для Nabucco. По словам турецкой стороны, Азербайджан «не идет на переговоры» и что-то «выжидает», тогда как турецко-азербайджанские газовые переговоры безрезультатно ведутся еще с прошлого года, пояснила эксперт.
Дополнительной проблемой для реализации этих проектов может стать планируемое снижение потребления газа в Европе. Поданным панъевропейской организации газовых объединений Eurogas, в 2009 году потребление природного газа в 27 странах Европы снизилось по сравнению с 2008 годом на 6,4% и составило 484 млрд. кубометров. При этом доля российского газа упала с 25 до 22%, недополученная выручка «Газпрома» близка к $24 млрд.
Примечательно, что в середине марта глава итальянской ENI, которая является партнером ОАО «Газпром» в проекте South Stream, Паоло Скарони заявил о целесообразности объединения участков будущих газопроводов Nabucco и South Stream. «Если бы все партнеры приняли решение частично объединить два газопровода, мы смогли бы сократить вложения и операционные расходы и увеличить рентабельность», — цитирует Bloomberg Скарони.
Однако и это сообщение попытались опровергнуть другие участники проектов. Представители австрийской нефтегазовой компании OMV, одной из акционеров Nabucco, назвали информацию о возможном объединении конкурирующих газопроводных проектов слухами.
В свою очередь министр энергетики России Сергей Шматко сообщил, что Россия пока не рассматривает возможность объединения участков газопроводов South Stream и Nabucco. «Наш проект мне кажется сильнее, у нас есть и соглашения, и газ. И мы ждем, когда проект Nabucco сможет соревноваться с нами», — подчеркнул Шматко.
«Объединение Nabucco с South Stream — это откровенно враждебная идея, она внутрикорпоративная; подобным способом итальянская Eni попытался надавить на Россию и, в частности, на «Газпром» на предмет вхождения в проект South Stream французской компании EdF», — отмечает Абзалов.
Известно, что EdF должна получить в проекте от 10 до 20% за счет снижения доли Eni, однако итальянская компания добивается, чтобы российский концерн отдал французам пропорциональную долю акций оператора проекта.
По мнению президента Российского газового общества Валерия Язева, вариант объединения двух проектов есть. Для этого России необходимо построить подводную часть до Болгарии, но не строить ответвление South Stream в сторону Греции.
«Вопросы, касающиеся этих двух газопроводов, будут решены в течение этого года. Однако у South Stream шансов больше: под него есть финансирование, а без денег Еврокомиссии строить Nabucco будет вообще невозможно», — считает Абзалов.
Комментарии