Регион кажется весьма аппетитным, поскольку эксперты заявляют, что арктическое морское дно содержит порядка четверти мировых запасов нефти и газа.
Именно ученые должны определить, кому достанется эта сокровищница. Россия заявляет свои права на два главных шельфа Арктики.
ПЕТР ОБРАЗЦОВ, ученый: Геологи должны предоставить ООН свидетельства того, что хребет Ломоносова и хребет Менделеева являются частью российской суши. Более того, я думаю, что исследование должно быть проведено не только нашими учеными, но и международными экспертами. В противном случае ООН решит, что доказательства сфабрикованы или что-то вроде.
Ради исследования и заявления права на долю в Арктике в 2007 году россияне спустились на самое дно северного полюса.
Это был скорее символический жест.
Два батискафа установили на морском дне, на глубине более четырех тысяч километров, титановый российский флаг.
Год спустя Канада и Дания объединились и потратили миллионы долларов на составление карты морского дна – для того, чтобы доказать, что хребет Ломоносова является естественным продолжением североамериканского континента.
Теперь страны Арктики спешно готовят заявки в ООН. В прошлом году Норвегия первой заявила свое право на часть арктического шельфа, и заявка была одобрена организацией.
ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ, президент России: К сожалению, наблюдаются попытки ограничить доступ России к развитию и эксплуатации арктических месторождений, что, разумеется, неприемлемо с точки зрения права и несправедливо, учитывая географическое положение и историю нашей страны.
Канада, Норвегия и Дания уже начали наращивать военное присутствие в Арктике.
Тот факт, что граничащие с Арктикой страны усиливают свое военное присутствие, поднимает вопрос: а что если замороженный конфликт растает?
ПЕТР ОБРАЗЦОВ, ученый: Я не думаю, что страны прибегнут к использованию силы по поводу Арктики. Ученые сделают свою работу и определят, что кому принадлежит. Если это наше, мы будем бурить, если нет – будь как будет.
Ситуация вокруг Арктики накаляется, и высказывается даже предположение запретить всякую деятельность там, исключая научные исследования, — как было решено в случае с Антарктикой. Однако эксперты говорят, что здесь такой исход маловероятен. Слишком многое поставлено на карту.
Оригинал публикации: Debate heating up over mining Arctic riches
Комментарии