Вчерашняя встреча участников Форума стран–экспортеров газа (ФСЭГ) — десятая по счету и первая с момента утверждения в качестве генсека российского представителя Леонида Бохановского – вряд ли приведет к серьезным ценовым изменениям. Несмотря на боевой настрой, который демонстрировали Алжир и Россия накануне министерской встречи, интересы стран–производителей газа слишком разнятся и не позволяют выработать консолидированную позицию, считают эксперты.
«Цена на газ должна быть справедливая, – заявил глава российской делегации – министр энергетики Сергей Шматко, определяя накануне встречи направление будущих дискуссий. – С другой стороны, мы считаем достаточно неконструктивной и недолговечной ситуацию, которая сложилась в конкуренции долгосрочного и спотового рынка газа». Он подчеркнул, что европейские потребители газа заинтересованы в первую очередь в долгосрочных контрактах, поскольку они дают им гарантии поставок. С другой стороны, многие производители газа, в частности Катар, также имеют долгосрочные контракты с Европой.
Он также добавил, что министр энергетики Алжира Шахид Хелиль в рамках форума представит свои предложения по механизму влияния на газовый рынок. Как сообщалось, Алжир уже выступил с предложением о сокращении спотовых поставок газа для повышения текущих цен на газ. Между тем вчера сам Хелиль заявил о том, что цена на природный газ должна быть привязана к стоимости нефти, которая растет, тогда как газовые цены стагнируют. «Со всех точек зрения нет причин для того, чтобы цена на газ оставалась на нынешнем уровне», – подчеркнул он, добавив, что на заседании ФСЭГ вопрос «установления стоимости, которая была бы приемлемой как для экспортеров, так и для потребителей» будет обсужден в первую очередь. Впрочем, по его словам, мировой спрос на газ на мировых рынках может восстановиться до докризисного уровня лишь в 2013 году. «Прогноз на ближайшие пять лет тревожный, – уточнил он. – Согласно прогнозу, на глобальном рынке в эти годы будет наблюдаться лишь небольшой рост, который позволит только к 2013 году увидеть спрос на уровне 2008 года».
По мнению аналитиков, ситуация на газовом рынке складывается тревожная, и «Газпрому» придется приложить максимум усилий, чтобы не растерять свои прежние достижения.
«Есть сомнения, что в результате встречи удастся достичь каких-то документальных договоренностей, поскольку у сторон очень разные позиции, – отмечает руководитель отдела инвестиционного анализа компании «Универ» Дмитрий Александров. – Может быть, будет подписан какой-то очередной меморандум, но вряд ли он будет обязывающим». Теоретически участники форума могут добиться изменения газовых цен в свою пользу, снижая предложение – то есть добычу и экспорт. Но по факту этого не будет. Компании, работающие с низкой себестоимостью, этого делать не будут, отмечает эксперт.
Конечно, на газовый рынок давят и новости о сланцевом газе, в том числе и в Польше, которая в скором времени может выйти чуть не в лидеры по газодобыче в Европе. Однако, как считает Александров, угроза польского сланцевого газа носит лишь психологический характер. «Активная добыча сланцевого газа хотя бы на уровне в 10 миллиардов кубометров в год в ближайшие 5 лет просто исключена в силу экологических ограничений и условной рентабельности, – полагает аналитик. – В Польше его добыча станет рентабельной тогда, когда цена на газ на спотовом рынке будет находиться на уровне в 250 долларов за тысячу кубометров, что будет устраивать и «Газпром». А субсидировать добычу сланцевого газа в Польше никто не будет».
В свою очередь, партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин считает, что утверждение долгосрочных контрактов в качестве основы рынка – это крайне спорная позиция. «Скорее это пожелание Алжира, который ратует за то, чтобы сохранить нынешнее положение вещей, – предполагает он. – Алжир, как и Россия, поставляет газ в основном трубопроводами и на основе длительных контрактов. Но внутри самого ФСЭГ существуют противоположные мнения. В частности, Ливия и другие государства, поставляющие сжиженный природный газ (СПГ) и ориентирующиеся на рыночную конъюнктуру».
По мнению Крутихина, никакой координации цен между участниками газового ОПЕК нет и быть не может. «Ни о чем они не договорятся, – уверен он. – Даже если сделают красивые заявления, то по-прежнему Катар, ОАЭ, Тринидад и Тобаго, Египет, Ливия, Нигерия будут поставлять в Европу все больше и больше СПГ. Европейские терминалы будут вводиться в эксплуатацию, а «Газпром» будет по-прежнему страдать: во-первых, из-за снижения своей доли на этом рынке, а во-вторых – из-за снижения цен. При этом «Газпром» ни добычу, ни экспорт сокращать не будет, а следовательно, и другие производители ничего подобного делать не будут».
К тому же у Катара уже сейчас мощности производства СПГ составляют 77 млн. тонн в год и строятся все новые и новые – напоминает эксперт. Индонезия собирается к 2016 году в пять раз увеличить производство СПГ. «То есть предложение будет превышать спрос как минимум до 2030 года, – отмечает Крутихин. – И цены на спотовом рынке будут на 70–100 долларов за тысячу кубометров ниже, чем те, которые «Газпром» запрашивает за свой газ по своим долгосрочным контрактам. Он в глубокой яме, и не думаю, что в скором времени оттуда выберется».
Источник: Независимая