Нетрудно предположить, что китайская активность в Центральной Азии не отвечает геополитическим интересам США. Американцы стремятся направить газ и нефть Центральной Азии в западном или южном направлении. Как отмечает армянский аналитик Игорь Мурадян, «Индия, по замыслу американских проектировщиков, должна стать полюсом притяжения обширных регионов Центральной Азии, предоставляющих великой державе Южной Азии свои ресурсы. В 2006 году Дж. Буш подписал некий документ, содержащий задачи по организации перетока энергетических ресурсов Центральной Азии в Индию. Несмотря на то, что в данном документе отмечается вся Южная Азия, включая Пакистан, как потребитель данных центральноазиатских ресурсов, но не вызывает сомнений, что истинная цель — это усиление Индии и предотвращение ориентации нефтяных, газовых и других сырьевых ресурсов Центральной Азии на Китай», — пишет в «Красной звезде» Андрей Диев, эксперт Института геополитической информации «Энергия».
карта с сайта www.sumcip.ru
Поэтому США со времен президентства Клинтона пытаются создать военно-политические условия для реализации идеи постройки трубопровода Туркменистан — Афганистан -Пакистан — Индия. Он должен пройти через афганскую провинцию Гильменд в пакистанский Белуджистан, имеющий выход в Индийский океан.
С Белуджистаном проблем потенциально не меньше, чем с Афганистаном. Этот район составляет свыше 40 процентов территории Пакистана. Часть вождей местных племен недовольны экономической политикой центрального правительства в Исламабаде, и время от времени в провинции происходят вооруженные беспорядки. Суть требований местной элиты весьма проста: центральное правительство должно оставлять в провинции больше доходов от добычи урана и меди.
До сепаратистских требований отделения дело пока не доходит. Но гипотетически нетрудно представить, как могут развиваться события в этой провинции, если экстремистские организации религиозного толка сумеют ввергнуть Пакистан в смуту. Геополитическая выгода для некоторых центров силы — возможность вывозить нефть и сжиженный природный газ на мировые рынки, минуя Пакистан.
Разумеется, это только один из потенциальных вариантов развития событий в бассейне Индийского океана. У западных аналитических центров имеется целый набор геополитических сценариев по перекройке государственных границ в Азии в зависимости от «конъюнктуры геополитического момента»: создание курдского государства, раздел Ирака на шиитскую и суннитскую части, а Турции, уменьшенной за счет изъятия у нее курдских и «армянских» районов, — на европейскую и азиатскую, дробление Ирана с отделением от него северных районов, где традиционно проживают азербайджанцы (Южный Азербайджан), «разборка» Пакистана, ставшего государством сравнительно недавно, после предоставления англичанами независимости Индии в 1947 году…
В новой стратегии национальной безопасности президент США Барак Обама рассматривает Индию как восходящую державу. «Ответственное продвижение Индии, — отмечается в обнародованном недавно документе, — служит положительным примером для развивающихся стран, а также предоставляет возможность для расширения экономического, научного, экологического партнерства и партнерства в сфере безопасности». Особо подчеркивается, что США и Индия — это две крупнейшие демократические страны мира, которые строят стратегические партнерские отношения, подкрепленные «общими интересами и общими ценностями».
Президент США Барак Обама сообщил на днях, что он планирует поездку в Дели в ноябре этого года. По словам хозяина Белого дома, его страна ценит Индию не только за географическое положение в Южной Азии, но и главным образом за глубокие социальные, политические и стратегические связи, соединяющие два государства.
Геополитический замысел США очевиден, в том числе и для Нью-Дели. Что касается самой Индии, то она стремится проводить в отношении соседей весьма взвешенную политику, сохраняя мир на своих границах.
Проект трубопровода из Туркменистана в Индию через Афганистан и Пакистан (ТАПИ) в первоначальном американском варианте, видимо, не реализуем в обозримом будущем. Во-первых, ситуацию в Афганистане невозможно быстро нормализовать. Во-вторых, экстремистские группировки, базирующиеся на пакистанской территории, видимо, продолжат террористические вылазки против Индии, что чревато новыми периодическими обострениями межгосударственных отношений между соседями (из-за этого трудности и с другим проектом — газопроводом Иран — Пакистан — Индия).
Есть иной вариант поставки газа из Туркмении в Индию. Но для этого должна быть задействована иранская территория. Добытый в Туркменистане газ может поставляться для нужд северных районов Ирана, а Иран предоставлять в тех же объемах газ со своих южных месторождений индийским компаниям. «Голубое топливо» необязательно транспортировать через пакистанскую территорию. Его можно перекачивать в Индию по подводному газопроводу, минуя пакистанские территориальные воды.
Проект, заметим, дорогостоящ, но технически реализуем. Хотя здесь есть «подводные камни» — негативное отношение США к Ирану, с чем не могут не считаться в Нью-Дели. Тем не менее, судя по всему, надежд индийский бизнес не теряет. Индийские компании декларируют намерение приобретать доли в газовых месторождениях Туркмении и направить свои инвестиции в газовые месторождения на суше. Так что богатства Средней Азии влекут к себе центры мировой экономики. Конкуренция за влияние в регионе обостряется.
Источник: «Нефть России»
Комментарии