«Трубопроводная война». Сегодня ее ведут против Турции. Но завтра жертвой может стать Азербайджан

По сообщению ряда СМИ как турецких, так и международных, на крупнейшем в Турции трубопроводе Киркук-Джейхан совершен террористический акт.

Как напоминают сегодня специалисты, нефтепровод Киркук-Джейхан соединяет крупнейший турецкий нефтеналивной порт с месторождениями нефти на севере Ирака, в окрестностях города Киркук. А здесь необходимо учесть одно обстоятельство. Вопреки распространенному стереотипу, точнее, заблуждению, «нефтяные поля», благодаря которым Ирак владеет 10% мировых запасов «черного золота», расположены не на юге этой страны, не там, где в Персидский залив впадает Шатт-эль-Араб, образующийся после слияния Тигра и Евфрата, а именно на севере, в окрестностях Киркука. Именно здесь, на месторождении «Баба-Гургур», начиналась история арабской нефти — еще в первое десятилетие ХХ века. При этом, как указывают специалисты, объекты нефтяной инфраструктуры весьма уязвимы и настолько же привлекательны для террористов: здесь для того, чтобы добиться максимального эффекта, достаточно взорвать один магистральный трубопровод или одну добывающую платформу, а охрана далеко не такая, как на военных базах. Тем более понятен расчет боевиков: Турция уже де-факто становится «энергетическим перекрестком» Европы, планы превращения Джейхана во «второй Роттердам» уже не выглядят излишне оптимистичными прожектами…

Сегодня, сообщая о взрыве на трубопроводе, многие СМИ указывали: уже в июле 2010 года боевики РКК взяли на себя ответственность за взрыв на том же нефтепроводе в том же районе страны.

Вопрос, однако, в том, что в реальности «трубопроводную войну» РКК объявила еще летом 2005 года. Прямо указав, что главной ее целью является не только Турция, но и Азербайджан.

Так, в июне 2005 года агентство «Росбалт» разместило на своем сайте информацию об очередном обращении РКК под красноречивым заголовком: «Каспийская нефть распалила курдов». Как цитировал «Росбалт» очередной документ, которому более всего подошел бы воровской термин «малява», террористы утверждали: «Уже сейчас партия обладает достаточной силой, чтобы эффективно защищать интересы народа Курдистана. Это относится и к пресловутому проекту нефтепровода Азербайджан — Турция, который проходит по земле Курдистана. У нас хватит сил и средств воспрепятствовать любой активности в этом направлении». А «Росбалт» добавил от себя: «В конце мая был торжественно запущен в эксплуатацию нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан. Значительная часть «трубы» идет к Средиземному морю по территории турецкого Курдистана, где ситуация близка к возобновлению партизанской войны. Курдская Рабочая партия на днях объявила о прекращении действия перемирия, заключенного с правительством Турции». По мнению агентства, «связь между широко объявленным вводом в эксплуатацию нефтепровода Баку — Джейхан и активизацией курдских сепаратистов неслучайна. В провинции Хатай, где горные хребты спускаются к самому Средиземному морю, проходит ветка нефтепровода для дальнейшей транспортировки «черного золота» водным путем. В этих местах начинается граница несуществующего государства Курдистан, ради создания которого боевики Оджалана пролили немало своей и чужой крови.» «Теперь же, с вводом в действие стратегически значимого для Запада нефтепровода, проходящего по земле курдов, повстанцы получили на руки козырную карту. Достаточно перенять тактику иракских боевиков, то и дело раскачивающих мировую экономику взрывами на нефтепроводах, — продолжает «Росбалт». — Сейчас ставки курдских сепаратистов в противостоянии Анкаре чрезвычайно высоки. При отсутствии переговорного прогресса горным курдам не составит особого труда обрывать нефтяную «нить» где они захотят, и когда захотят.» Так что, уверены в «Росбалте», «нетрудно предположить, что до окончательного разрешения курдского вопроса рассчитывать на безоблачные перспективы перегона большой каспийской нефти через турецкую территорию по меньшей мере преждевременно.»

Плюс ко всему необходимо помнить и другое. Еще в апреле 1980 года в окрестностях ливанского Бейрута было заключено соглашение о сотрудничестве между РКК и АСАЛА — самой многочисленной и опасной армянской террористической группировкой. И АСАЛА еще в августе 1993 года выпустила специальное заявление, где предупредила, что «не допустит» прокладки «пантюркистского трубопровода на оккупированной армянской земле, особенно в то время, когда армяне борются за независимость в Азербайджане», пригрозив заодно терактами участникам будущего «Контракта века», включая dp, Unocal и Pennsoil. Новая волна угроз последовала в 1995 году, и тогда, по сведениям азербайджанских СМИ, террористические угрозы всерьез обсуждались в «нефтяных кругах». Практически сразу же находившийся во французской тюрьме Варужан Карапетян, отбывавший срок за то, что заложил в аэропорту «Орли» бомбу в гражданский самолет, посоветовал в одном из писем, чтобы ради азербайджанской нефти «не попирались права героического народа Арцаха». Затем инициатива вновь перешла к РКК, точнее, к тогдашнему главе ее московского представительства Махиру Велату, который грозил всем и вся «трубопроводной войной» как раз в то время, когда российский «болтающий класс» (или, если угодно, политический истэблишмент) с упоением предавался рассуждениям, не слишком ли рискует Турция, которая собирается строить трубопровод через «нестабильные» районы, где активно действуют курдские «боевики».

Наконец ни для кого не секрет и другое: еще в годы существования СССР и РКК, и АСАЛА находились под покровительством (и контролем) советских спецслужб. Сегодня Россия от «наследия мрачных времен» в лице поддержки террористов как бы отказалась, но такая «синхронность» угроз и прогнозов не может не наводить, по крайней мере, на подозрения, что на архивных папках с надписью «РКК» и «АСАЛА» скопилось не так уж много пыли.

Впрочем, «настоящий» взрыв на трубопроводе Баку-Тбилиси-Джейхан прогремел, к счастью, только один раз — 5 августа 2008 года, на его участке, проходившем через провинцию Эрзинджан. Четкого ответа, шла ли тогда речь о теракте или технической неисправности, по сути дела, нет до сих пор. Известно только, что террористы из той же РКК взяли на себя ответственность за взрыв, прямо назвав его терактом.

А произошло все синхронно с российской агрессией против Грузии. Главная цель которой состояла вовсе не в защите режима Кокойты, а именно в разрыве трубопроодов. Другое дело, что добиться своего России тогда не удалось. Только вот где гарантия, что завтра попытку не попытаются повторить, действуя на сей раз руками террористов?  НУРАНИ

Источник: Эхо

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *