Мечта, похоже, сбывается: польский газовый концерн PGNiG, большая часть которого принадлежит государству, после нескольких недель работы успешно закончил пробное бурение. «Мы закончили работы на Марковоле (юго-восток Польши) (разведочная скважина Markowola-1 вблизи Козенице в Люблинском воеводстве – прим. ред.), –сообщили в концерне, – и теперь мы знаем: газ там есть». В полосе между Балтийским морем и украинской границей предполагалось наличие месторождений, и польские СМИ говорили об этом с самой весны. Политики, близкие к правительству, заявляли, что Польша скоро может стать «второй Норвегией» и освободиться от зависимости от российского газа.
PGNiG собирается провести до 20 бурений в других местах, стоимость каждого бурения – примерно 20 миллионов долларов. Следующее будет неподалёку от Данцига (Гданьск) (так в тексте – прим. пер.). Представители концерна утверждают, что до конца года они будут иметь представление о том, где выгодна добыча. PGNiG не один: польское министерство экологии уже выдало 70 концессий на поиск и добычу сланцевого и других «нетрадиционных» источников газа, в том числе несколько дочерним фирмам ExxonMobil и Chevron.
Две иностранные фирмы заявили, что начали бурение ещё в июне. Польское агентство печати (PAP), ссылаясь на предварительные данные американских фирм, заявляет, что залежи сланцевого газа составляют от 1,5 до 3 триллионов кубометров. Ежегодно Польша потребляет примерно 13 миллиардов кубометров газа. Сланцевый газ залегает на больших глубинах в основном в пористом сланце. С тех пор как несколько лет назад новые технологии добычи открыли доступ к этим резервам, это перевернуло газовый рынок США.
При добыче сланцевого газа сначала бурят вертикально вниз. Потом бурение преломляется в горизонтальное. Затем в скважину под давлением закачивается смесь из воды песка и химикалий, чтобы разорвать скальные породы и дать газу вытечь (так в тексте – ни слова о взрывах – прим. пер.). Поэтому процесс с точки зрения экологов неоднозначен. Более половины всего газа в Соединённых Штатах добывается из таких источников, причём добыча таким способом с начала тысячелетия почти удвоилась. Это позволило Америке стать самым большим экспортёром газа после России.
Александр Миллер, обеспокоенный глава «Газпрома», ещё в июне обозвал сланцевый газ мифом. По его словам, такой газ годится только для локального рынка, является полностью переоценённым и экологически вредным. К тому же добыча сланцевого газа в Польше станет реальностью разве что через много лет. Но надежда пришла вовремя: Варшава спорит с Брюсселем по поводу готового к подписанию договора, который будет регулировать поставки газа в Польшу до 2037 года. Еврокомиссия считает, что договор нарушает европейское право и делает «Газпром» монополистом. К тому же немецкое правительство и Варшава спорят из-за прокладки немецко-русского балтийского газопровода поперёк подхода к польскому порту Свинемюнде.
Die Welt, Германия
Автор: Герхард ГнаукИсточник: Инофорум
Комментарии