Европарламент на своем заседании в Страсбурге одобрил проект закона, призванного обеспечить безопасность газовых поставок в Европу. Как говорится в пояснительных документах, это вызвано перебоями в поставках российского газа последних лет.
Работа Европарламента, которая продлится до 23 сентября, проходит в преддверии исполняющегося в будущем месяце 10-летия энергодиалога между Москвой и Брюсселем. Старт ему был дан 30 октября 2000 года на саммите Россия-ЕС в Париже.
В принятом евродепутатами законопроекте предусматривается целый ряд мер на случай кризисных обстоятельств. Некоторые из пунктов звучат прямо-таки драматически. В частности, Еврокомиссия может объявлять «чрезвычайную ситуацию» как в масштабе всего ЕС, так и на региональном уровне. В таком случае она будет выступать в роли «гаранта» координации действий членов Союза и взаимодействия с «третьими странами». Что касается координации, то конкретно планируется внедрение системы взаимного соединения газовых сетей внутри ЕС.
При серьезных недопоставках или при резком повышении спроса то или иное государство ЕС вводит в действие «чрезвычайный план», который должен гарантировать оперативный доступ к запасам газа соседних стран. Предусматриваются и другие меры.
В ходе обсуждения «газового» закона евродепутаты рекомендовали исполнительным структурам Евросоюза придать особый приоритет проекту «Набукко» — как в смысле «политического значения», так и в плане финансирования. Упоминание этого виртуального пока проекта — любимого детища всех желающих вырваться из пресловутых «газовых цепей» Москвы — ставит в новом законопроекте, можно сказать, все на свои места.
Сразу же наглядно подтверждается главная причина, по которой буксует энергодиалог, — его политизация. Именно об этом говорили неделю назад здесь же, в Брюсселе, участники 2-дневного юбилейного международного дискуссионного форума «Повестка дня России и Евросоюза: единая энергетическая платформа — основа безопасного будущего Европы».
Как отмечалось на том форуме, минувшее 10-летие «не прошло даром». В то же время, по словам президента российского Центра энергетической политики и дипломатии Станислава Жизнина, появившиеся в ЕС после 2004 года новички стали выдвигать политические условия, и процесс, по его словам, «моментально забуксовал».
Директор Института энергетики и финансов Владимир Фейгин объясняет пробуксовку энергодиалога «нагнетанием страхов» и считает, что Евросоюз нацелен на разработку стратегий, которые уводят от взаимодействия с Россией вместо спокойного анализа ситуации.
Кстати, буквально за несколько дней до заседания Европарламента еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер, находясь в Берлине, запугивал немецких политиков и бизнесменов якобы стремлением Москвы прибрать к рукам уже «всю мировую торговлю» газом. Ну, а в заключение господин Эттингер опять-таки воздал хвалу проекту «Набукко».
В беседе с «Голосом России» Максим Шеин, начальник аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис», назвал характер развития энергодиалога двойственным.
«Наверное, учитывая количество стран в Евросоюзе, их «разношерстность» и отсутствие единых действенных органов управления, жизнеутверждающая, позитивная точка вряд ли будет поставлена вообще, — выразил уверенность он. — Это будет всегда, как «качели».
То есть, сначала — «мы не верим», «давайте отойдем от России». С другой стороны, есть практическая плоскость, где что-то делается. А делается это между отдельными странами — прежде всего, между Россией и Германией, Россией и Италией, Россией и Францией. То есть, имеется большая «политическая макушка» Евросоюза, а есть ключевые страны, с которыми, собственно, имеет смысл вести основной диалог».
Долго ли еще будут раскачиваться «качели» энергодиалога? Как видно, до тех пор, пока их не перестанут подталкивать.
Источник: Голос России
Комментарии