Россия и США, несмотря на объявленную «перезагрузку» отношений, тайно и явно продолжают борьбу за влияние в Центральной Азии

Борьба эта ведется всеми доступными способами — политическими, экономическими, военными. И причины тут разные. Россия считает центральноазиатские республики районом своих традиционных стратегических интересов, пытаясь извлечь из этого свои дивиденды. Прежде всего на основе взаимовыгодного сотрудничества. Но складывается оно по-разному.

Если одни республики (Казахстан, Киргизию, Таджикистан) Москве удалось вовлечь в орбиту своих интересов и даже превратить их в военных союзников (через Организацию Договора о коллективной безопасности — ОДКБ), то другие (Туркменистан и Узбекистан) занимают «особую позицию». Ашхабад продолжает демонстрировать политику нейтралитета в отношениях с Россией, а Ташкент лавирует, то приближаясь к ней, то отдаляясь. А внимательно наблюдающие за всеми этими процессами США стремятся активно играть на этих противоречиях, где мытьем, а где и катаньем закрепляясь в регионе.

АМЕРИКАНСКИЕ ЦЕЛИ

Стратегическая цель такой политики США более чем очевидна: вместе с главными западными союзниками выдавить Россию как крупного политического игрока из Центральноазиатского региона и свести там до минимума ее экономическое и военное влияние.

Многое указывает на то, что делается это ради решения двух долговременных глобальных задач:

создать не подконтрольный России транспортно-энергетический коридор, по которому углеводороды из Центральной Азии (казахстанская нефть, туркменский газ и т. д.) через Азербайджан и Турцию будут доставляться в Европу;
оседлать Афганистан и Центральную Азию в военном плане, создав там сеть баз, учебных центров, транзитных пунктов, и держать из этого региона «под прицелом» Россию, Китай и Иран.

Американский солдат на афганских улицах чувствует себя неуютно. Но его страна поставила здесь на карту слишком многое.

ЧЕМ ЗАМАНЧИВО «ЮЖНОЕ ПОДБРЮШЬЕ»?

Борьба великих держав за Центральную Азию затеялась не вчера и кончится явно не скоро. Когда распался СССР, входившие в него среднеазиатские республики отправились в свободное плавание. По ходу начали приторговывать своими природными богатствами. У каждой республики есть что продать. Казахстан — это нефть и газ, уран, медь, никель, бокситы. Туркмения — газ и нефть. Киргизия — золото, уран, редкоземельные металлы. Узбекистан — газ и нефть (практически нетронутые!), уголь, уран. Таджикистан — алюминий, свинец, цинк, редкоземы и крупнейший гидроэнергетический потенциал. А теперь взгляните на карту: республики образуют глобальный коридор Восток — Запад. По нему удобно гнать нефть и газ. Хочешь — на запад, и вот уже идет подготовка к строительству газопровода «Набукко» в обход России через Азербайджан и Турцию. Хочешь — на восток, в Китай. И магистральный газопровод тянется сейчас из Туркмении в Поднебесную. Не за горами строительство нефтепроводов. И тогда создается конкуренция нашей трубе «Восточная Сибирь — Тихий океан». Что там еще рядом? Афганистан? И тут ведутся переговоры о прокладке газопровода через Афган в Пакистан и Индию. Всем хорошо, все при деле, одной России места, похоже, не будет. США явно намереваются ее сюда не пустить. А следовательно… Правильно! На всех ведущих в коридор дверях нужны надежные замки в виде военных баз.

ЛЖИВЫЕ МИФЫ

В оценках геополитического значения ЦА есть два заокеанских мифа. Первый — это заинтересованность США в военно-политической стабильности в регионе (из-за сказочного обилия стратегических энергоресурсов, которые нужны американскому бизнесу). Второй — это бескорыстное стремление США победить международный терроризм, ради чего американские солдаты погибают в Афгане.

Еще в 2002 году госсекретарь США Колин Пауэлл, выступая в конгрессе, четко указал, что «США обретут такие долгосрочные интересы и военное присутствие в Центральной Азии, о каких мы ранее и не мечтали». Атака «Аль-Каиды» на США дала такой предлог.

Тут США хотят не только «отпихнуть» все еще держащихся за регион русских, но заодно сдержать Китай, рвущийся к тамошней нефти и газу. Если КНР угнездится в ЦА, то запросто образует геополитическую связку с Ираном. А там и до контроля над Персидским заливом рукой подать. А значение «галфа», как именуют в Америке этот залив, для энергетической безопасности Штатов непоколебимо.

Не зря же США активно создают инфраструктуру снабжения группировки в регионе. К примеру, Вашингтон наращивает военное сотрудничество с Индией. Ведь она может стать запасной опорной базой поставок, заменив Пакистан. Недаром в Вашингтоне уже без обиняков именуют регион «северной логистической системой», имея в виду снабжение через него международной военной группировки в Афганистане. Причем снабжение посуху, через несколько транзитных пунктов на афганской границе. Збигнев Бжезинский говаривал: «Центральная Азия — это новые Балканы». Чего американцы и их союзники, которые утверждали, что военные базы в этом регионе не нужны им по определению, уже почти добились…

КИРГИЗСКИЙ ПЛАЦДАРМ

Когда американцы со своими подручными в НАТО начинали войну в Афганистане, они уговорили россиян «на время» пустить их в Киргизию. Москва согласилась. Авиабаза США была развернута в бишкекском аэропорту Манас. Но вот прошло 9 лет, и пентагоновские генералы запели иные песни: «Мы будем сидеть в Киргизии столько, сколько посчитаем нужным». Вдобавок выкатывается и такой аргумент: мол, мы же и за вас, русских, делаем в Афгане работу. Хотя мы вроде бы делать это их не просили. Война американцев и их союзников с талибами значительных результатов не дала, и конца края ей не видно. Потому «временная» дислокация американцев в киргизском Манасе может стать бесконечной. Москва попыталась выдавить американцев из Манаса, предоставив Бишкеку (еще при экс-президенте Бакиеве) жирный кредит в 2 миллиарда долларов. Мол, это с лихвой перекроет поступления в госказну за сдачу базы в аренду. Киргизы робко попросили американцев покинуть Манас. А те в ответ пообещали киргизским властям платить за базу в два раза больше и переименовали ее в транзитный центр, что, в сущности, ничего не меняло. И Бишкек… согласился, высосав подобно ласковому теляти деньжата у двух маток. Тогда Россия попыталась сделать новый шаг — уговорила киргизские власти открыть на территории республики еще одну базу (ориентировочно в Оше). И тут же американцы сделали контрход — предложили рядом создать свой учебный центр (в общем-то прообраз базы) для подготовки кадров «по борьбе с терроризмом». Как говорится, гонка идет ноздря в ноздрю.

УЗБЕКСКИЙ ОПОРНЫЙ ПУНКТ

Американская военная экспансия уже проникает и в соседний с Киргизией Узбекистан. Теперь Штаты присматриваются и к аэродрому в Навои, который принимает большегрузные самолеты. Интерес выражен официально. Аэропорт предполагается преобразовать в трансконтинентальный транспортно-экспедиционный авиаузел и связать маршруты на Дальний Восток, в Юго-Восточную и Южную Азию и Европу. Очень похоже, что американцы намерены надолго обосноваться в Навои (где хотят создать свободную экономическую зону) и вообще в Узбекистане. Они уже инвестировали в республику $500 млн. А ведь еще пару лет назад все американские финансовые вливания туда были заморожены.

Узбекистан для Вашингтона не просто одна из стран ЦА. Через него (через Кушку и построенные там в советское время коммуникации) предполагается наладить основной транзит американских грузов для Афгана. США уделяют Узбекистану особое внимание, и Вашингтон намерен в ходе кадровой ротации назначить на пост посла США в Ташкенте заместителя помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Джорджа Крола. Американская политика в Узбекистане такова: кто бы ни пришел на смену президенту Каримову, который уже однажды повернулся к американцам спиной, положение США в этой стране не должно пошатнуться, а для этого там нужно хорошо закрепиться.

Чтобы увеличить нажмите сюда.
Чтобы увеличить нажмите сюда.

ТАДЖИКСКИЙ МАНЕВР

А еще у американцев есть виды на таджикский аэропорт Айни в 15 км от столицы республики Душанбе (даром, что прямо в гражданском аэропорту таджикской столицы уже 8 лет развернута авиабаза НАТО — там стоят французы). В Айни же Штаты хотят создать центр снабжения, как в Манасе. Правда, в реконструкцию аэродрома вложились индусы ($20 млн.), планировавшие создать там свою авиабазу, но американцам тоже очень хочется. Россия застолбила Айни раньше американцев. Еще в 2004 году сам президент Эмомали Рахмон (тогда еще Рахмонов) предложил нам Айни в аренду. Денег было жаль, хотелось расположиться там бесплатно, как в киргизском Канте, и переговоры шли ни шатко ни валко. Так продолжалось до начала 2009 года, когда отношения Москвы и Душанбе охладились и Рахмон стал демонстративно игнорировать саммиты ОДКБ и ЕврАзЭС. Но в августе — октябре 2009 года он снова помирился с Москвой. И вот в минувшем августе Президент России вновь поднял вопрос о таджикском аэропорте Айни. Но стоило Москве активизироваться на душанбинском направлении, как встрепенулись и в Вашингтоне: Айни нужен позарез. Помимо этого, американцы предлагают Душанбе создать пункты временного базирования и учебные центры для подготовки кадров ВС Таджикистана. Первый такой центр, который будет иметь статус базы, американцы намерены развернуть около города Турсунзаде в 45 км от Душанбе. И что в итоге мы видим? То, что американские военные базы в ЦА «садятся» рядом с российскими. Тут стоит напомнить, что в Таджикистане дислоцируются наша военная база и станция предупреждения о ракетном нападении, за пользование которыми таджикские власти теперь требуют увеличить плату в разы.

РАЙОН ОСОБОГО ВЛИЯНИЯ

Таким образом США расширяют свое присутствие во всей ЦА. Загляните на сайт Federal Business Opportunities и узнаете, что американское минобороны, помимо оперативной базы под афганским Мазари-Шарифом, намеревается построить в Туркмении (а где же пресловутый нейтралитет?), Узбекистане и Киргизии тренировочные центры, где «джи-ай» будут готовить местные силы безопасности. Словом, США в регион пришли надолго, и потому будут строить свои базы повсюду. Выбрать есть из чего: сколько аэродромов мы оставили — Ханабад, Чирчик, Кокайты, Ташкент, Мары… Несть числа. И появление американских рекогносцировочных групп на некоторых уже отмечено.

Советский в прошлом аэродром, расположенный в узбекском Термезе, рядом с афганской границей, в качестве перевалочной базы с 2002 года используют немецкие ВВС. Там базируются шесть самолетов-транспортников и триста военнослужащих. Узбекистан открыл наземный путь для невоенных грузов коалиции от Термеза до афганского Хайратона, расположенного в 100 км от Мазари-Шарифа. Германия снабжает узбекскую армию военным оборудованием и снаряжением. В Душанбе базируются французы: две с половиной сотни военнослужащих и шесть истребителей «Мираж».

А ЧТО В АФГАНЕ?

К середине 1985 года СССР построил или переоборудовал в Афгане семь аэродромов. Еще четыре аэродрома были переоборудованы в меньшей степени. Все они способны обеспечить круглосуточные полеты реактивной авиации в любых погодных условиях. Семь крупных аэродромов способны принимать стратегические бомбардировщики и транспортные самолеты. С 2002 года на этих аэродромах более 5000 американских солдат сооружали стальные ангары и огневые точки. Итальянские, польские и американские инженерные части отремонтировали взлетно-посадочные полосы.

Вроде бы что нам до этого? С НАТО мы не враждуем, европейцы готовы за наши нефть и газ платить деньгами, но не жизнями. И вообще где Центральная Азия, а где Россия? Но существует, впрочем, один вариант, где просматривается реальная угроза. Это удар американским высокоточным оружием (в первую очередь крылатыми ракетами воздушного и морского базирования) по российским стратегическим ядерным силам. Цель вполне рациональная — устранение единственной реальной военной угрозы для США. Что мешает американцам перебросить на афганские (и не только!) аэродромы 90 — 120 бомберов и 400 — 450 истребителей со всякими крылатыми ракетами AGM-86B, AGM-109L или H/K и AGM-129 ACM в неядерном исполнении, которых у них поболее 4000? Да ничего! И наша некогда могучая ПВО даже после пуска не обнаружит эти ракеты: они в ее зону не войдут. Афган и Центральная Азия для них — в «мертвой зоне».

Впрочем, ударить в случае чего могут и по Китаю. У КНР защиты против такого удара тоже пока нет. А уж врезать по Ирану с тыла американцам сам бог велел! Военные корабли США в Персидском заливе — грозная сила. Но уязвимая. А вот ракеты, пущенные с самолетов, которые взлетели с баз в Афганистане, практически неуязвимы…

МНЕНИЯ ПОЛИТОЛОГОВ

Константин ЗАТУЛИН, директор Института стран СНГ:

«В ЦА мы не должны повторять ошибок Запада»

— С распадом СССР республики Центральной Азии, до этого связывавшие свое развитие только с пребыванием в едином Союзе, на какой-то момент остались «без присмотра». Они бросились искать новую нишу в геополитическом пространстве.

Было несколько проектов. Сначала попытались опереться на собственные силы, когда был создан Центральноазиатский Союз. Однако этих сил оказалось недостаточно, потребовалась помощь извне. Возникла идея «Великого Турана», продвигаемая Турцией. Но Анкара, добившись некоторых успехов, в итоге не справилась. Затем ставку сделали на конкурента России Соединенные Штаты. Особенно усердно ориентировался на США Узбекистан. Со временем оказалось, что отношения с таким партнером имеют ограничения — Запад приходит в ЦА со своими привычками и традициями, в том числе с желанием перестроить все на собственный лад. А тамошние элиты этого как раз и не желают…

Россия должна бороться за демократию в этом регионе, но таким образом, чтобы не создавать кризисов и не идти по пути Запада, чьи действия уже привели к ряду конфликтов в Киргизии, проблемам в Узбекистане.

Аждар КУРТОВ, главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии»:

«Не забывать про китайцев!»

— Планы американцев на Центральную Азию масштабны. Но все их проекты относятся к прошлым годам, сейчас новых активных действий особо не видно. Вашингтону просто не до этого: других проблем хватает.

Но расслабляться нам нельзя — в этот регион активно рвутся китайцы. У них есть возможности, которыми не располагаем мы, например, Россия не может предоставлять кредиты на таких выгодных условиях, как Китай. Однако у нас есть очень важный козырь — цивилизационный. Все пять среднеазиатских республик гораздо ближе к нам по менталитету, чем к КНР.

Вариант Таможенного союза — стратегически правильный для обеспечения наших интересов в Центральноазиатском регионе. Главное, чтобы он не остался на бумаге, а реально работал. И прежде всего России важны устойчивые хорошие отношения с Казахстаном. Эта страна выступает полноценным партнером, а также помощником в развитии связей с остальными бывшими среднеазиатскими республиками. Правда, их отношение к России в немалой степени потребительское — мол, вы давайте кредиты, стройте предприятия, а мы будем стричь купоны.

В свое время Российская империя присоединила к себе Среднюю Азию относительно малой кровью. Большинство местных ханов сами стремились под руку российского императора. Ведь Россия тогда была сильным экономическим и военным игроком. Сегодня ничего не изменилось — сильные государства притягивают к себе соседей. Так что единственный выход для нас — быть успешным, сильным государством, тогда и позиции в Центральной Азии будут прочными.

Виктор БАРАНЕЦ, Михаил ТИМОШЕНКО — 22.09.2010

Записал Никита КРАСНИКОВ.

Источник — Комсомольская правда

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *