Формально Запад добился положения, при котором Ашхабад начал поставлять углеводороды на мировой рынок в обход России. Но для прокладки Транскаспийского газопровода требуется официальное разделение шельфа Каспия, о чем Азербайджан, Иран и Туркмения не могут договориться многие годы. Вопрос отодвигается на долгое время и в связи исключением Ирана из проекта «Набукко». Тем не менее в штаб-квартире Евросоюза надеются пролоббировать заключение соглашения между Баку и Ашхабадом, которое позволит построить Транскаспийский газопровод.
Западные специалисты рассматривают и альтернативные варианты поставок туркменского газа в Европу без прокладки газопровода по дну Каспийского моря. Итальянская компания «Эни» рассматривает вопрос о доставке туркменского «голубого топлива» по морю в сжатом виде (compressed natural gas-CNG). Проблема организации доставки туркменского CNG в трубопроводную систему Азербайджана, а далее — в связанную газопроводами с Европой Турцию находится в стадии активного обсуждения. Для Евросоюза и США главной остается задача — направить туркменский газ в обход России и не в Китай.
Поэтому Вашингтон и его натовские союзники стараются подкрепить свои экономические амбиции военно-политическим присутствием в регионе. Соединенные Штаты пытаются, в частности, вовлечь Туркмению в реализацию своей политики на афганском направлении. Директор программ по России и СНГ германского совета по внешней политике Александр Рар отмечает, что «американцы сейчас рассматривают возможность размещения запасных аэродромов. Расположенная между Ираном и Афганистаном Туркмения является идеальным форпостом для американского влияния в Центрально-Азиатском регионе».
По линии Центрального командования вооруженных сил США выделяются средства для создания военной инфраструктуры в Туркмении, в частности, американцы предлагают оборудовать новые пограничные КПП с Афганистаном, а по сути дела — взять их под свой контроль.
Вашингтон не забывает напоминать Ашхабаду, что при президенте Ниязове Туркмения первой из стран Центральной Азии присоединилась в мае 1999 года к программе НАТО «Партнерство ради мира». Так, в 2010 году администрация Обамы выделила 1,5 миллиарда долларов на развитие военно-технических связей с этой страной.
С учетом своих геополитических интересов США подталкивают власти Ашхабада к нарушению нейтралитета и конституционного закона «О постоянном нейтралитете Туркменистана», а Брюссель рекламирует свои возможности для защиты проектируемых газопроводов для транспортировки туркменского газа в Европу в обход России.
Словом, налицо явное «содружество» нефтегазовых компаний США и ЕС с военными структурами НАТО, которые действуют сообща в установлении контроля над энергетическими ресурсами Туркмении, — пишет «Деловой вторник».
Источник: «Нефть России»
Комментарии