В условиях кризиса и снижения экономической активности страны Евросоюза сократили энергопотребление и все настойчивее требуют пересмотра соглашений по поставкам газа, пытаясь подвергнуть ревизии контракты с «Газпромом», подписанные на десятилетия вперед. Сам «Газпром» пока хранит спокойствие, поскольку действуют контракты, основанные на формуле «бери или плати», по которой потребитель обязан оплачивать весь законтрактованный газ, и заключает новые контракты. Между тем доля российского монополиста на европейском рынке сокращается – с 28,4 до 26%.
Несмотря на очевидные проблемы, сфера деятельности «Газпрома» в Европе продолжает расширяться.
В частности, отечественный концерн и Македония приступают к предметному рассмотрению экономических и технических условий увеличения поставок российского газа в республику, в том числе за счет строительства отвода от «Южного потока». Об этом говорится в опубликованном вчера сообщении по итогам встречи делегации «Газпрома» с президентом Македонии Георге Ивановым и председателем правительства Николо Груевски. Напомним, что в 2009 году «Газпром» поставил в Македонию 100 млн. куб. м газа. С вводом в строй энергетических станций, работающих на природном газе, и реализацией национальной программы газификации энергопотребление Македонии, по прогнозам, после 2030 года возрастет до 2,5 млрд. куб. м в год.
Между тем от проблем на европейском рынке отмахнуться становится с каждым годом все труднее. Объем невыборки газа европейскими потребителями в рамках условия «бери или плати» в 2010 году сохранится приблизительно на уровне прошлого года, сообщил неделю назад зампред правления концерна Александр Медведев. «Он будет не меньшим», – сказал Медведев, напомнив, что по итогам 2009 года недобор газа по долгосрочным контрактам странами Евросоюза составил около 5 млрд. куб. м.
Впрочем, пока этот негатив не отразился на доходах «Газпрома». «Несмотря на то что продано в Европу 140 миллиардов кубометров газа, исходя из условий наших долгосрочных контрактов, содержащих безусловное требование «бери или плати», мы виртуально получили еще выручку, эквивалентную экспортному объему в пять миллиардов кубометров газа. Таким образом, мы получили деньги, эквивалентные экспорту 145 миллиардов кубометров газа», – пояснил Медведев.
Однако европейских потребителей сложившаяся ситуация не устраивает, и они инициируют переговоры с «Газпром», добиваясь более выгодных для себя условий контрактов – снижения цены на газ либо сокращения объемов поставок. Последний пример – переговоры с голландской Gasterra, на которых рассматривается возможность корректировки долгосрочного контракта в части ценовых параметров поставок российского газа в Голландию. Медведев напомнил, что раз в три года такая корректировка предусмотрена самим контрактом, заключенным с голландской компанией. Пересмотр прежних соглашений возможен при наличии обоснования необходимости изменений контракта и соглашения с данными изменениями обеих сторон.
Однако Голландия – далеко не одиночна в своей борьбе за ревизию долгосрочных контрактов на поставку газа. «Очень трудно назвать клиентов «Газпрома», кто бы сегодня не добивался этого», – отмечает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. И «Газпрому» деваться некуда, приходится идти на уступки. В частности, уже пересмотрены соглашения с Турцией, двумя германскими компаниями, Италией и Украиной. Цена на газ снижается разными способами. Например, в расчетах с некоторыми партнерами «Газпром» разрешил до 15% объемов поставляемого газа оплачивать по цене спотового рынка, которая, как известно, в два раза ниже, чем цена на российский газ в Европе, отметил Крутихин. Кроме того, при выведении цены на газ «Газпром» согласился в некоторых случаях учитывать не только мировые цены на мазут, но и спотовую цену на газ из Катара. Для «Газпрома» эти уступки вынужденная мера, без которой не удержать свои позиции на европейском рынке. Однако Европа, похоже, уже сделала выбор, с кем сотрудничать в будущем в газовой сфере, и этот выбор не в пользу России. Эксперты отмечают, что рынок ЕС постепенно подрастает после кризиса. «Потребление газа растет, но рост происходит в первую очередь за счет увеличения закупок топлива у других поставщиков – Норвегии, Катара и т.д. «Газпром» же теряет рынок ЕС», – убежден Крутихин.
В свою очередь, эксперт-аналитик отдела исследований топливно-энергетического комплекса Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Николай Исаин полагает, что некоторое снижение доли «Газпрома» на европейском газовом рынке может иметь временный характер. «При этом корректно оценивать скорее годовые данные, чем месячные, – считает он. – Так, доля «Газпрома» в Европе в начале 2010 года была на уровне 26%, что ниже значений 2009 года – 28,4%. Однако желание голландской стороны пересмотреть долгосрочный контракт на поставку газа с «Газпромом» вполне закономерно, учитывая, что еще в начале 2010 года концерн договорился о корректировке контрактов с французской, германской и итальянской компаниями. Стороны договорились об определении объемов газа, продаваемого в рамках контрактов на спотовом рынке». Увеличение доли европейских поставщиков газа в Европе в первую очередь связано с развитием газовой инфраструктуры ЕС, считает Исаин. «Но с учетом ввода в эксплуатацию «Северного потока», мощности которого уже законтрактованы потребителями из Германии, Дании, Франции и Великобритании, позиция «Газпрома» на европейском рынке усилится, а объем экспорта соответственно возрастет уже к 2012 году», – полагает аналитик.
Источник Независимая
Комментарии