«МК»: Третья мировая начнется в ноябре. Экспертные прогнозы на ближайший век

Американский политолог Джордж Фридман, возглавляющий частную разведывательно-аналитическую организацию Stratfor, выпустил книгу, ставшую бестселлером. «Следующие 100 лет» — таково его название. Что ждет нас в не таком уж далеком будущем? Сценарии, предлагаемые Фридманом, порой ошеломляют. «МК» выбрал несколько наиболее интересных, на наш взгляд, прогнозов и выяснил, что думают на их счет известные политологи.

Россия развалится

СЦЕНАРИЙ ОТ ФРИДМАНА: Во втором десятилетии XXI века на российских границах усилится конфронтация с соседями. Россия достигнет соглашения с Белоруссией о создании интегрированной системы обороны. Этот союз приведет российские войска на границы с государствами Балтии и Польшей — и это разожжет полномасштабную и острую конфронтацию. Нового напряжения сил, если верить Фридману, Россия не выдержит: «Во время «холодной войны» у России было большое население, теперь ее население сильно уменьшилось и продолжает сокращаться. Внутренние проблемы, особенно на юге, будут отвлекать внимание России от Запада. В конце концов страна развалится и без войны, а вскоре после 2020 г. рухнет военная мощь России». По мере ослабления хватки Москвы начнет раскалываться Российская Федерация. Регионы станут отделяться. Возможно, отделится даже малозаселенный Тихоокеанский регион… Отделятся Чечня и другие районы, населенные мусульманами. Отделится и Карелия, имеющая тесные связи со Скандинавией. Развалятся и другие части бывшего Советского Союза. Евразия превратится в «рай для браконьеров», желающих поживиться за счет богатых ресурсов.

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Александр РАР, директор программ России и СНГ Германского совета по внешней политике: «Этот сценарий придумал человек, живущий стереотипами и мышлением «холодной войны». Я вижу совершенно иной сценарий во второй половине века — укрепление европейского континента. Европейский Союз и Россия будут тесно сотрудничать, поддерживая практически союзнические отношения. Скорее Америка будет удалена от Европы. Европейцы будут стремиться к тому, чтоб сделаться по-настоящему дееспособным игроком на мировой арене, который совместно с Россией будет способен защищаться от вызовов, идущих из Азии. У России вряд ли будет конфликт с Китаем, но и особой дружбы тоже ждать не стоит. Единственное, в чем можно согласиться с Джорджем Фридманом, — это то, что на границах с исламским миром возможны серьезные проблемы. России будет очень трудно удержать Северный Кавказ, где продолжает нарастать волна исламистского терроризма. Дело даже не в самом Кавказе, а в том, что там постоянно подливают масло в огонь внешние силы, штаб-квартира которых находится за пределами Российской Федерации. В исламском мире тоже имеет место поляризация. Большинство мусульман хотят жить нормальной жизнью и принимают правила игры глобального мира. Главная угроза исходит от тех опасных сил, которые борются насильственными террористическими методами с этим миропорядком».

Оксана АНТОНЕНКО, эксперт Международного института стратегических исследований (Лондон): «Со времен распада Советского Союза всегда существовало много предсказаний апокалиптического плана о том, как распадется Россия, — и в 90-е, и в «нулевые» годы. На мой взгляд, шансов, что такой сценарий будет реализован, нет. Да, будут новые серьезные вызовы — но без распада государства и без межгосударственных конфликтов. Вот Северный Кавказ действительно выглядит очень уязвимым местом для России. Но не представляю себе все-таки отделения даже этого региона от РФ, не говоря уж о Сибири и Дальнем Востоке. Что же касается отношений России с Западом, то, наоборот, прогнозирую их улучшение. Те тенденции, которые уже сейчас наблюдаются, — это касается и российско-польских отношений, и подписанных недавно договоренностей с Норвегией, — показывают, что период геополитического соперничества прошлого десятилетия, спровоцированного во многом расширением НАТО на восток, заканчивается, если вообще уже не закончен».

Польша и Турция станут супердержавами

СЦЕНАРИЙ ОТ ФРИДМАНА: В мире появятся новые мощные державы — такую судьбу Фридман предрекает Японии, Турции и Польше. В то время как Россия будет разваливаться, примерно в 2020 году турки двинутся на Кавказ. К этому времени турецкая экономика станет одной из 10 ведущих в мире. Когда Россия рухнет, турки очутятся в положении, в котором не находились в течение целого столетия. Окруженная погрязшими в хаосе слабыми странами, Турция будет иметь экономическое присутствие во всем регионе, станет центром притяжения для всего исламского мира. Усиление Турции войдет в противоречие с большой стратегией США. Развал России даст восточноевропейским странам возможность проводить более агрессивную политику на востоке. Восточная Европа станет самым динамичным регионом Европы. С распадом России поляки станут первыми желающими продвинуться на восток и создать буферную зону в Белоруссии и Украине. Польша превратится в крупную, динамичную европейскую державу, стоящую во главе коалиции стран Восточной Европы.

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Александр РАР: «Какие предпосылки могут быть у Польши, чтобы претендовать на роль региональной державы? Амбиции такие наверняка есть, но думаю, что шанс играть важную роль в Европе у Польши есть только в союзе с Францией, Германией, Британией. По отдельности ни Польша, ни Германия, ни Франция не могут вести за собой Европу. Полагаю, что в этом веке центрами Европы будут Германия, Франция и Россия. Что же касается Турции, то у нее есть геополитические возможности для увеличения своей роли, имеется достаточный потенциал. Турция может стать и ядерной державой — в ответ на иранскую ядерную бомбу. Турция будет играть более значительную роль, если войдет в Евросоюз. Если же она потеряет сотрудничество с Европой, то ей предстоит соперничать за влияние с такими странами, как Саудовская Аравия, Пакистан, Иран. И тут никакое продвижение на постсоветское пространство не поможет».

Оксана АНТОНЕНКО: «Турция станет важным региональным игроком. Но ее проблемой является традиционное разделение политических элит на проевропейские силы и адептов исламского пути. И это внутреннее противоречие, ослабляющее Турцию, вряд ли удастся преодолеть. К тому же турецким амбициям на лидерство в регионе может помешать то, что вряд ли арабский мир, испытывающий опасения исторического плана, связанные с турками, воспримет Турцию как лидера. Что касается Польши, то последний финансовый кризис, при котором Польша оказалась едва ли не единственной страной в Евросоюзе, не испытавшей экономический спад, показал, что эта страна выступает как устойчивый игрок в пространстве ЕС. Польский голос хорошо слышен в Брюсселе — и в Евросоюзе, и в НАТО. С интересами Варшавы считаются. Однако вряд ли стоит ждать, что страны Центральной и Восточной Европы объединятся в коалицию вокруг одного игрока. Сомневаюсь, что Польша будет признана как коллективный лидер. Но роль ее в ЕС будет расти. Усиление Японии может произойти за счет распада и ослабления Китая. Но, учитывая ее экономическое состояние, Япония вряд ли может претендовать на роль державы даже в пределах Северо-Восточной Азии».

Китай почти распадется

СЦЕНАРИЙ ОТ ФРИДМАНА: Китайская экономика только кажется полной сил и энергии. Но если рост китайской экономики замедлится, к примеру из-за рецессии в США, вся экономика может рухнуть в считанные дни. И тогда возможен такой сценарий, уже в 2020-х годах: Китай будет поделен соперничающими «князьками»; иностранные державы пользуются возможностью и создают районы, в которых они могут установить экономические правила с выгодой для себя, а центральная власть будет безуспешно пытаться сохранить единство государства. Второй вариант — неомаоистский Китай, где вся власть сконцентрирована в руках единого правительства ценой отказа от экономического прогресса.

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Оксана АНТОНЕНКО: «Не представляю себе, чтобы Китай реально отступил от поступательного тренда, который мы наблюдаем сегодня. Сценарии отхода от принципов Дэн Сяопина к неомаоистскому проекту или распада Китая кажутся несбыточными. Во всяком случае, на ближайшие 50 лет. Китай, безусловно, будет сталкиваться — и сталкивается сейчас — с серьезными проблемами. Конечно, будут происходить изменения в политической системе Китая. Но вряд ли они станут развиваться скачкообразно. Радикальной угрозы целостности Китая не вижу даже в таких проблемных регионах, как Синьцзян. Но есть сомнения, что Китай будет продолжать и дальше развиваться как мировая держава теми же быстрыми темпами, как это было в последние годы. Тенденция набора оборотов китайского влияния замедлится. Однако страна продолжит продвигаться вперед».

Япония нападет на США

СЦЕНАРИЙ ОТ ФРИДМАНА: В 5 часов вечера 24 ноября 2050 года, аккурат в День благодарения, Япония нанесет удар управляемыми ракетами по трем американским боевым космическим станциям. Таким коктейлем из «Star Wars» и «Перл-Харбора» начнется Третья мировая война, где Америке будут противостоять Япония и Турция, обеспокоенные экономическим давлением со стороны США и успехами американцев в военном освоении космоса. Штаты, у которых первыми же вражескими ударами будут уничтожены космические и сверхзвуковые силы, потеряют господство в космосе, сохранив несколько сотен самолетов. Зато останется невредимым американское общество. И в 2052 году воспрянувшие духом американцы покажут кузькину мать японцам и туркам. Цена победы окажется, на удивление, несравнимой с мировыми войнами ХХ века. Первая космическая обойдется миру в 50 тысяч жизней.

24 ноября 2050 года Япония нанесет удар управляемыми ракетами по трем американским боевым космическим станциям. Таким коктейлем из «Звездных войн» и «Перл-Харбора» начнется Третья мировая война.

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Николай ЗЛОБИН, директор российских и азиатских программ Центра оборонной информации США (Вашингтон): «Красиво, конечно, фильм даже можно снять. Но непонятно. Все прогнозы такого рода делаются на основе тех тенденций, которые люди наблюдают в свое время. Очень трудно спрогнозировать для следующих поколений, что будет считаться важным или не важным. За последние 20-30 лет изменились представления о том, что делает страну сверхдержавой. Раньше считалось, что это армия и ядерное оружие, потом оказалось, что это совсем не так. Потом говорили о венчурной экономике (на примере, кстати, японского опыта), но выяснилось, что отнюдь не это делает супердержаву. Потом заговорили о развитой экономике и телекоммуникациях. В последние годы выяснилось, что у кого есть нефть и газ, тот и рулит… Прогнозы не учитывают непредсказуемости главного фактора: мы до сих пор не знаем, что будет делать сверхдержаву в XXI веке, — мы исходим из того, что было в прошлом. В политике главный вопрос: какая конкретно решается задача при тех или иных действиях? Какая задача решается при начале войны с Америкой, как это улучшит положение Японии и Турции?

Уже сегодня, а к 2050 году — тем более, невозможно определить, где кончается экономика твоей страны и где начинается экономика другой страны. Мы живем в эпоху размывания национальных экономик. Национальные правительства превращаются в провинциальных менеджеров. Если представить себе, что Япония и Турция ударят по США — то это на 100% они ударят по самим себе. При размывании национальных суверенитетов такие удары от стран, которые играют в одной лиге, будут выглядеть нелогичными и самоубийственными. Так что, на мой взгляд, такой сценарий не катит. Возникает и такой вопрос: а зачем американцы пойдут в космос. Это сегодня можно рассуждать: кто контролирует космос, тот контролирует мир. Но переживет ли это утверждение 40-летний срок? И вообще, будут ли к тому времени США, Япония и Турция такими, какие они сейчас? Ведь идет процесс складывания новой политической географии. Футурология умирает: мир развивается гораздо быстрее. Дай бог сделать прогноз на ближайшие несколько лет. Мир гораздо более вариативный, чем думают футурологи».
№ 25470 от 8 октября 2010 г.

Источник — Московский Комсомолец

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *