Грузия имитирует повышенную международную активность, пытаясь продемонстрировать свою прямую причастность к существующим и несуществующим различным международным проектам. Она еще не осознала, что после военного вторжения в Южную Осетию в августе 2008 года, признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, она оказалась в «зоне фантомной действительности».
Пример тому — недавний визит в Болгарию премьер-министра Грузии Николоза Гилаури. Он знаменателен тем, что грузинская сторона предприняла попытку распоряжаться чужим добром. Гилаури уверенно заявил в Софии, что азербайджанский природный газ будет транспортироваться в Болгарию по территории Грузии. Но как?
Если взглянуть на географическую карту, то такое вполне возможно: поставлять по газ из Азербайджана в Батуми по трубам, дальше на специальных паромах в Болгарию. Однако подобный маршрут транспортировки энергоресурсов очень дорог — » овчинка выделки не стоит». Поэтому глава правительства Грузии отдает приоритет другому проекту- будущему трубопроводу «Турция – Болгария», который является составной частью проекта Nabucco.
При этом отметим еще одну примечательную деталь. На днях София и Анкара подписали специальное соглашение, согласно которому стороны готовы соединить свои газотранспортные системы. Это реально. Тем более, что Болгария сообщила, что имеет в своем распоряжении 200 млн. евро для прокладки газопроводной трассы по своей территории. Но поскольку Турция и Болгария являются транзитными странами, возникает главный вопрос: кто и откуда будет поставлять газ для заполнения этой трубы ?
Скорее всего, Ирак, и то при условии, что в этой стране наступит политическая стабильность и порядок, что в обозримом будущем маловероятно. Можно, конечно, использовать российский газ, поставляемый в Турцию по » Голубому потоку». Но в таком случае, Софии необходимо договариваться, прежде всего, с Москвой. Что же касается NABUCCO, который предполагается заполнить газом из Туркмении, Азербайджана или Ирана, то первая и третья стороны отпадают. Ашхабад демонстрирует желание иметь надежные торгово-экономические связи с Россией или соседним Китаем, нежели ввязываться в геополитическую интригу, связанную с транспортировкой газа через Азербайджан и Грузию в Турцию.
Иран находится в режиме международных санкций. Тогда о чем ведется речь? На днях премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган обрушился с критикой на инициаторов NABUCCO. Он заявил, что по этому проекту до сих пор нет консенсуса, что «сильно огорчает Турцию». Тем более, что Анкара ранее неоднократно заявляла, что готова оказать любую поддержку проекту NABUCCO. Но, по словам Эрдогана, » мы пока слышим много слов и мало действий».
К каким действиям призывает глава турецкого правительства? Может к тем, о которых говорит специальный посланник госсекретаря США по вопросам евразийской энергетики Ричард Морнингстар. Он считает, что ситуация с трубопроводами в Закавказье может быть разрешена только в случае, если Армения станет полноправным членом региональных проектов. Для этого, по словам Моргингстара, «нужно время». А раз так, то Грузия и Турция, выходит, пока торгуют только воздухом.
Автор — Станислав Тарасов
№29 за 3-10.10.2010 Источник — Российские вести
Комментарии