Ашхабад хочет получить от Москвы принципиальный ответ о судьбе проекта Прикаспийского газопровода, соглашение о строительстве которого Россия, Туркмения и Казахстан подписали еще в 2007 году. Тогда планировалось, что эта труба будет соединена с South Stream и выведет газ из Центральной Азии в Европу через российскую территорию. «Мы от этого проекта не отказывались, но никаких подвижек в направлении его реализации нет, и никто ничего не предлагает,- рассказал собеседник «Ъ».- Мы резервировали под него 20 млрд кубометров газа, с тем чтобы 10 млрд добавил Казахстан и с возможностью нарастить мощность трубы еще на 10 млрд. Сейчас мы хотим понять — держать этот резерв или направить его по другим маршрутам».
В Москве с судьбой Прикаспийского проекта пока не определились: официально от него никто не отказывался, однако и каких-либо шагов для строительства трубы Россия не делает. «Поживем — увидим»,- прокомментировал «Ъ» судьбу проекта источник в правительстве РФ. По мнению аналитика «Тройки Диалог» Валерия Нестерова, колебания Москвы связаны с не особенно благоприятной для российского газа ситуацией на рынках ЕС. «Документы подписывались в 2007 году, когда рынок был голоден. И РФ была готова перекупать газ в Центральной Азии и пускать его по своей территории, чтобы убрать конкурентов. Но сейчас у нас перепроизводство газа, поскольку Европа завалена дешевым СПГ»,- отмечает он. «В этой ситуации даже South Stream, если его построят, будет нужен для перераспределения потоков, а не для прокачки газа из Центральной Азии»,- говорит Валерий Нестеров. Неудивительно, добавляет он, что в «Генеральной схеме развития газовой отрасли РФ до 2030 года» объем закупок газа в Центральной Азии в 2015 году указан с огромным диапазоном — от 57 млрд до 82 млрд кубометров газа в год. И максимальный объем можно прокачать по существующим трубам.
Резкое сжатие европейского рынка газа в прошлом году уже привело Москву и Ашхабад к конфликту. «Газпром» тогда планировал закупить в Туркмении 80-90 млрд кубометров газа по цене $375 за 1 тыс. кубометров. Однако из-за кризиса цены и объемы потребления газа в ЕС резко упали, так что в апреле российская монополия вообще перестала качать газ из Туркмении — после очень кстати случившегося взрыва на газопроводе САЦ-4. Поставки возобновились лишь после декабрьского визита Дмитрия Медведева в Ашхабад. Тогда Москва обещала, что купит в 2010 году от 10 млрд до 30 млрд кубометров газа. Свое обещание «Газпром» выполнит, но в минимальном размере — в этом году поставки из Туркмении должны составить как раз 10 млрд кубометров.
В этих условиях Туркмения взяла курс на снижение зависимости от России и диверсификацию маршрутов поставок. И достигла определенных успехов. В конце прошлого года была запущена труба в Китай, по которой в этом году будет поставлено 6 млрд кубометров, в следующем — вдвое больше, а в 2012 году китайцы грозятся довести мощность газопровода до 40 млрд кубометров. В начале года был также запущен второй газопровод в Иран с проектной мощностью 12,5 млрд кубометров в год (первый газопровод Корпедже-Курткуи транспортирует в год около 8 млрд кубометров). Наконец Ашхабад планирует участвовать в строительстве газопровода в Индию через Афганистан и Пакистан. В пятницу президент Бердымухамедов как раз обсуждал в Ашхабаде этот проект с делегацией афганских министров.
Ашхабад не отказывается и от поиска маршрутов поставок своего газа в Европу, где цены на него по-прежнему самые высокие. Сейчас госконцерн «Туркменгаз» строит газопровод Восток-Запад, который свяжет основные месторождения на востоке страны с побережьем Каспия. В перспективе Восток-Запад может стать связующим звеном между туркменским газом и проектом Nabucco, предполагающим строительство газопровода в обход РФ. Туркмения готова экспортировать газ в Европу, если ЕС протянет к границам страны газопровод.
В Москве полагают, что строительство транскаспийской трубы без согласия РФ невозможно — вопрос о разделе Каспия по-прежнему не решен, так что строить трубу по дну моря без согласия других прибрежных стран невозможно. По его словам, вопрос о принципах раздела Каспия как раз и будет обсуждаться в ходе визита президента РФ в Туркмению, а в ноябре в Астрахани пройдет саммит глав Прикаспийских государств. Впрочем, указывает Валерий Нестеров, для транспортировки газа через Каспий необязательно строить подводную трубу — Туркмения вполне может использовать технологию сжатия газа и транспортировки его по морю с помощью специальных танкеров.
В сложившихся условиях Москве придется задействовать поистине инновационные подходы, чтобы уговорить Ашхабад отказаться от попыток пробиться в Европу со своим газом. Больших денег, чтобы вновь перекупать туркменский газ, у «Газпрома» сейчас нет. Так что Москве остается надеяться на внутренние проблемы проекта Nabucco, которых, к счастью для российских газовиков, немало, а также на то, что гигантские энергетические аппетиты Китая смогут поглотить весь свободный туркменский газ.
По материалам Коммерсант
Комментарии