Новый вызов «Набукко». Туркменистан, Афганистан, Пакистан и Индия форсируют совместный проект строительства газопровода

Эксперты этих стран обсуждают в Ашхабаде (8-10 ноября) технические детали прокладки газовой трубы по территории четырех стран, а также условия купли-продажи туркменского газа.

Старт прокладке газовой трубы длиною в 1680 километров от туркменского месторождения Довлетабад до населенного пункта Фазилка в Индии через Афганистан и Пакистан (ТАПИ) должны дать главы этих государств уже в декабре. Для этого они специально приедут в Ашхабад. Стоимость проекта – 8 миллиардов долларов.

Азиатский банк развития готов вложить средства в эту трубу, а Туркменистан – обеспечить прокачку 33 миллиардов кубометров газа в год. Примерно такой же объем туркменского газа ЕС рассчитывает получать по газопроводу «Набукко». Между тем вопрос встает ребром – ресурсной базы Туркменистана сразу для двух проектов будет недостаточно, считает президент российского Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль:

«Возможность подачи газа через Афганистан и Пакистан в Индию обсуждается достаточно давно. Для Туркмении это интересный проект. Он важен и с геополитической точки зрения. Если этот газопровод будет построен, а я думаю, что у него шансы больше, чем у «Набукко», то «Набукко» вообще останется ни с чем».

Поставки газа Афганистану, Пакистану и Индии сулят Туркменистану до 1,5 миллиарда долларов в год. Эти деньги ему крайне нужны, поскольку доходы от экспорта газа упали после того как Россия почти вдвое сократила закупки туркменского газа. Партнеры не договорились по цене, хотя Россия предложила Туркменистану почти в 2,5 раза больше, чем платит за туркменский газ Китай. Ашхабад пошел на это, получив крупный и дешевый кредит от Пекина.

Благодаря новой газовой трубе в Южную Азию Ашхабад увеличит число энергетических партнеров, не раздражая при этом Москву. В случае с «Набукко» ситуация станет более деликатной. Ведь европейцы, несмотря на все заверения о приоритете диверсификации импорта газа, этот проект позиционируют, в первую очередь, как антироссийский, поскольку собираются проложить его в обход России. Что же касается ТАПИ, то и тут очевидны большие риски, отметил аналитик компании «Тройка Диалог» Валерий Нестеров:

«Проект весьма проблемный, потому что территория Афганистана очень небезопасна. Будет сложно обеспечить охрану этого газопровода. Плюс отношения между Пакистаном и Индией. Они не напряженные, но назвать их дружескими пока нельзя. Думаю, что пока факт наличия такого проекта скорее будет использоваться туркменской стороной в переговорах с другими торговыми контрагентами для оказания на них давления, нежели мы увидим реальное осуществление этого проекта. Это способ оказывать давление на переговорах по экспортной цене на ее газ».

Как бы то ни было, каждая сторона этого проекта ведет и свою игру. В частности, в Кабуле и Нью-Дели понимают, что туркменский газ – это не просто решение энергетических проблем. Это база для ускоренной добычи редкоземельных металлов, которыми богаты обе страны. Цена на них галопирует, после того как в августе Китай резко ограничил экспорт этого продукта. В том числе в Японию из-за обострения спора вокруг островов в Восточно-Китайском море.

Источник: Голос России

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *