ЕС расширяет «Южный поток». От «Газпрома» требуют допустить в него всех желающих

Главы правительств России и Болгарии Владимир Путин и Бойко Борисов дали South Stream вход в Европу, но ЕС не готов позволить «Газпрому» сохранить монополию на транзит

У одного из самых амбициозных энергополитических проектов России — газопровода «Южный поток» (South Stream) возникли в Болгарии те же проблемы, что у газопровода Ямал-Европа в Польше. ЕС требует изменить межправительственное соглашение России и Болгарии по проекту, настаивая на допуске к South Stream всех желающих, и София с этим согласна. Москва по-прежнему рассчитывает получить для проекта особый статус, который позволяет сохранить монополию на транзит. У конкурирующего европейского Nabuccо этот статус уже есть.

Вчера пресс-секретарь Еврокомиссии (ЕК) по вопросам энергетики Марлен Холцнер заявила «Ъ», что у ЕС есть серьезные претензии к межправительственному соглашению России и Болгарии от 18 января 2008 года по проекту газопровода South Stream. «Еврокомиссия считает, что он не соответствует законам ЕС и что инфраструктура должна быть открыта всем странам-членам ЕС, а не только участникам проекта,- заявила «Ъ» Марлен Холцнер.- Болгария согласилась внести изменения, но конкретного срока не указала». Она уточнила, что у ЕК нет претензий к подписанному 13 ноября 2010 года соглашению «Газпрома» и болгарского BEH о создании СП South Stream Bulgary (см. «Ъ» от 15 ноября). «Документ предусматривает доступ акционеров к мощностям газопровода в соответствии с законодательством ЕС»,- пояснила госпожа Холцнер. Она уточнила, что акционеры должны заранее подавать заявки на прокачку газа в регулирующие органы Болгарии, а затем ЕК.

Газопровод South Stream AG мощностью 63 млрд кубометров газа в год пройдет из России по дну Черного моря, войдет в Европу в Болгарии, а затем должен пройти в Грецию, Италию, Сербию, Венгрию, Словению и Австрию. ТЭО будет готово в 2011 году. Вчера гендиректор оператора проекта South Stream AG Марсел Крамер сказал, что подводная часть газопровода обойдется в сумму до €10 млрд. Ранее в меморандуме для инвесторов «Газпром» оценивал весь проект в €18-24 млрд.

Как пояснили «Ъ» в министерстве экономики, энергетики и туризма Болгарии, ЕК не устраивает то, что «сто процентов пропускной способности South Stream распределено между акционерами», и поэтому действие соглашения «в прежнем варианте невозможно». В министерстве говорят, что «СП «Газпрома» и BEH будет добиваться частичной отмены правил, как это было в случае с Nabucco». Речь идет о том, что ЕК присвоила европейскому проекту газопровода Nabucco, конкуренту South Stream, особый статус TEN, который позволяет обойти нормы Третьего энергопакета ЕС.

Третий энергетический пакет, принятый 21 апреля 2009 года, предусматривает полную либерализацию рынка газа и электроэнергии в ЕС, включая лишение «Газпрома» и других монопольных поставщиков преимуществ при транспортировке газа. В октябре зампред правления «Газпрома» Александр Медведев говорил, что Третий энергопакет «отстраняет компанию от доступа к управлению транспортными активами на территории ЕС», «лишает поставщиков возможности управления газотранспортными активами и обесценивает сделанные ими инвестиции в эти активы». Большинство из уже подписанных межправительственных соглашений по South Stream (заключены со всеми странами, через которые пройдет газопровод) не предусматривало соответствия Третьему энергопакету. Марлен Холцнер уточнила, что в соглашении России и Словении предусмотрен доступ третьих сторон и оно соответствует нормам ЕС. Однако, как отмечает Максим Шеин из «Брокеркредитсервиса», остаются еще Австрия, Венгрия, Греция, Хорватия, Сербия и Италия, с которыми соглашение по South Stream было подписано раньше принятия Третьего энергопакета ЕС.

Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин считает, что «старые соглашения украсят «европейским бантиком» — добавят право доступа и независимого технического оператора, а монополию в действии сохранят». Болгарские чиновники подтверждают, что соглашение изменить несложно, нужно только добавить слова «учитывая европейское законодательство». Но у России и Польши по газопроводу Ямал-Европа на согласование межправительственного соглашения с ЕС ушло полгода (см. «Ъ» от 1 ноября).

В отношении South Stream российские власти все еще надеются этого избежать. Вице-премьер Игорь Сечин на встрече с еврокомиссаром по энергетике Гюнтером Оттингером 2 ноября в Москве настойчиво попросил ЕС дать газопроводу статус TEN, уверяя, что проект «повысит как энергетическую, так и экологическую безопасность ЕС». Кроме исключения из Третьего энергопакета особый статус позволит его участникам претендовать на финансирование 30% его стоимости из бюджета или финансовых структур ЕС.

После заявлений ЕС глава «Газпрома» Алексей Миллер провел специальное совещание по South Stream, по итогам которого монополия сообщила, что продвижение проекта потребует «активной работы, а также регулярного и эффективного сотрудничества между участниками проекта и ЕС». В тот же день Александр Медведев объявил на форуме, что Россия и ЕС создают рабочую группу по изучению последствий ввода Третьего энергопакета и по «дорожной карте» взаимодействия в газовой сфере до 2050 года. Вице-спикер Госдумы, президент Российского газового общества Валерий Язев сообщил, что стороны попытаются сблизить позиции 22 ноября в Брюсселе на конференции «10 лет энергодиалога РФ-ЕС».

Наталья Гриб, Тамила Джоджуа
Источник — Коммерсантъ

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *