В открывающемся 18 ноября Третьем каспийском саммите в Баку принимают участие главы пяти государств — России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана. Главный вопрос в повестке дня встречи — морские границы. Если Азербайджан, Казахстан и Россия уже договорились, то Иран и Туркменистан с предложениями партнеров пока не согласны.
Дело в том, что на дне Каспия залегают огромные запасы нефти (около 5 миллиардов тонн) и газа (8 триллионов кубометров). Некоторые эксперты прогнозируют, что на саммите может быть объявлено о создании Организации каспийского экономического сотрудничества, которая поможет привлечь инвестиции в совместные проекты, хотя уже сейчас совокупные вложения только в нефтяной сектор достигают 100 миллиардов долларов.
Вопрос определения юридического статуса Каспийского моря возник после распада СССР. До 1991 года этот статус фиксировался договорами между прибрежными государствами — Ираном и Советским Союзом. Поскольку Каспийское море находится под суверенитетом прикаспийских государств, какие-либо односторонние либо двухсторонние соглашения, направленные на осуществление особых прав, должны приниматься только с их общего согласия. Именно поэтому между прикаспийскими государствами достигнута договоренность о том, что Конвенция о правовом статусе Каспийского моря может быть принята только консенсусом. Переговорный процесс по установлению нового правового статуса продолжается до сих пор. Проблема, по которой консенсус так и не достигнут — вопрос использования акватории. Иран предлагает разделить море на пять равных частей — по 20 процентов каждому прибрежному государству. Против этого выступает Азербайджан, так как в этом случае третья часть его нынешних каспийских владений перешла бы под юрисдикцию Тегерана. Существенным является и уточнение координат срединной линии моря, по которым будет определяться граница национальных секторов на Каспии Туркменистана и Азербайджана. Проблема в том, что некоторые прикаспийские страны предлагают распространить национальную юрисдикцию на прибрежную зону такой протяженности, которая практически не оставит свободного моря в Каспии. Территориальная проблема — не единственный вопрос, который обсудят участники саммита, большое внимание будет уделено экологии, поскольку западные нефтяные компании сильно загрязняют акваторию Каспия.
Уже прибывший в Баку президент Ирана Махмуд Ахмадинежад выразил уверенность в том, что саммит окажется результативным и его итогом станет подписание «важного документа». Он подчеркнул, что Каспий является «морем мира, дружбы и сотрудничества». «Ресурсами Каспийского моря должны пользоваться все прибрежные страны, и разделение должно быть справедливым», – сказал президент Ирана.
Между тем, гендиректор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев усомнился в том, что на этом саммите удастся достичь заметного прорыва в решении проблемы статуса моря. Среди новых проблем, вставших перед прикаспийскими странами, он назвал идущую быстрыми темпами милитаризацию Каспия. В случае вероятного вторжения США в Иран море станет театром военных действий, отметил С. Михеев. По его словам, Запад решает собственные проблемы, в том числе и продавливая создание разнообразных трубопроводных проектов в каспийском регионе, а на нитки этих трубопроводов американцы собираются нанизать лояльные режимы». С. Михеев предостерег пятерку прикаспийских государств, отметив, что «известны предложения американцев по поводу возможного военного присутствия на Каспии», а также другие их маневры, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что США не отказались от возможности нанесения удара по Ирану. План нападения, возможно, сохраняется и, учитывая, что «следующим президентом, скорее всего, будет республиканец, американцы могли бы воспользоваться этим планом», добавил он.
Константин Сыроежкин из Казахстанского института стратегических исследований при президенте Республики Казахстан отметил, что серьезные сложности создает жесткая позиция Ирана. Сегодня эксперт не видит возможности для решения проблемы статуса Каспия из-за больших отличий в позициях стран, однако считает, что для начала между собой должна была бы договориться «постсоветская четверка» и потом «выходить со своими предложениями к Ирану». Пока же, уверен К. Сыроежкин, следует закрепить принцип, в соответствии с которым невозможно строительство никаких трубопроводов по дну Каспия, поскольку это угрожает масштабной экологической катастрофой.
Встреча в Баку вряд ли сможет решить проблему статуса моря — такой точки зрения придерживается большинство экспертов, принявших участие в дискуссии «Каспийская повестка накануне третьего саммита прикаспийских государств».
Об этом пишет «Столетие.Ру», как передает www.centrasia.ru.
Комментарии