18 ноября, в Баку пройдет третий по счету Каспийский саммит. Главы правительств России, Казахстана, Туркменистана, Азербайджана и Ирана встретятся с целью обсуждения раздела Каспия. К единому мнению стороны не могут прийти уже около 20 лет.
Саммит призван придать новую динамику переговорному процессу, направленному на достижение консенсуса всех участвующих сторон по актуальным вопросам каспийской проблематики, стать действенным шагом к выработке оптимального формата сотрудничества, отмечает обозреватель издания «Туркменистан. Золотой век».
В свою очередь, азербайджанские эксперты полагают, что саммит создаст базу для определения статуса Каспия.
«Частые саммиты прикаспийских стран приближают решение проблемы и сближают позиции по данному вопросу. Надеюсь, что на Бакинском саммите будут найдены новые варианты решения, мы услышим очень интересные заявления и станем свидетелями совместных договоренностей между главами государств», — сказал Trend News Agency политолог Айдын Мирзазаде.
«Видимо, лица, ведущие переговоры по поручению глав государств, достигли какого-то промежуточного результата, в связи с чем появилась необходимость в том, чтобы окончательно по этому вопросу высказались главы государств. С другой стороны, даже если такого результата нет, подобные встречи укрепляют отношения между соседними странами, а также создают возможности по укреплению юридического статуса моря и достижению определенных предварительных результатов», — добавил Мирзазаде.
Политолог Расим Мусабеков также считает, что саммит окажет положительное влияние на перспективы определения статуса Каспия.
«На саммите будут согласованы вопросы по безопасности на Каспии. На предыдущем саммите был согласован вопрос об экологии. Не исключаю, что обмен мнениями по статусу Каспия в определенном смысле послужит достижению общего согласия», — полагает Мусабеков.
Уместно заметить, что из-за отсутствия соединения с Мировым океаном нет единогласного мнения о том, считать Каспий озером или морем, что существенно в плане принятия Конвенции ООН по морскому праву (1958 г.). Если Каспий – море, то, согласно Конвенции, за каждым из пяти государств закреплено право на 12-мильные территориальные воды (континентальный шельф) и 200-мильные исключительные экономические зоны.
Поскольку в самом широком месте Каспий не достигает 200 морских миль, исключительная экономическая зона для стран может быть разграничена по принципу срединной линии. Суть данного принципа в том, что чем больше протяженность береговой линии, тем больший сектор моря достанется государству.
Таким образом, по Конвенции ООН Россия и Азербайджан имеют право на 20% каждый, Казахстан – на 30%, Туркменистан – на 17%, Иран – на 13%.
В мае 2003 года Казахстан, Россия и Азербайджан приняли трехстороннее соглашение, разграничившее около 2/3 дна Каспия. На данный момент за Казахстаном фактически закреплено 27% морского дна, за Россией – 19%, за Азербайджаном – 18%. Между тем Иран продолжает настаивать на равном разделе по 20%, что представляется выгодным для страны, имеющей самую меньшую длину береговой линии.
Позиция Ирана становится понятнее, если вспомнить, что ирано-советский раздел Каспия предполагал равноценное – 50 на 50 – море-пользование.
«На первый взгляд, за исключением Казахстана, всем участникам саммита выгодно согласиться с делением Каспия на пять равных долей: владения России и Азербайджана останутся без изменений, в то время как Туркменистан и Иран только выиграют. Перспективы Ирана получить поддержку от партнеров на саммите невелики», – заявил казахстанскому изданию «Курсив» экономист Института политических решений Сергей Смирнов.
Ведь если следовать иранской версии раздела, придется аннулировать уже существующий трехсторонний договор России, Казахстана и Азербайджана, на что вряд ли согласятся главы правительств. Нефтегазовые запасы в южной части Каспия пока мало исследованы, что к тому же затрудняется и глубоководностью региона, поэтому Иран стремиться «захватить» больше территории, на которую претендуют также Азербайджан и Туркменистан.
По мнению Сергея Смирнова, возможное направление переговоров – обсуждение Ираном и Туркменистаном разграничения южного сектора, тем не менее вряд ли Туркменистан проголосует за «20% каждому».
«Туркменистан в настоящее время стал приближаться к казахстанско-российско-азербайджанской концепции – «делим дно, вода общая», что в значительной степени уменьшает шансы Ирана на получение 20% доли Каспийского моря», – отметил научный сотрудник отдела внешнеполитических исследований КИСИ при президенте РК Лидия Тимофеенко.
Таким образом, если Иран примет предложенный Казахстаном совместно с Россией и Азербайджаном вариант раздела Каспия, ему отойдет примерно 14% территории моря.
Казахстан в данном вопросе заинтересован прежде всего в разведке и добыче углеводородных ресурсов в своих секторах Каспийского бассейна. Правовое закрепление принципа равного раздела Каспия между прибрежными государствами, то есть «каждому по 20%», по мнению Лидии Тимофеенко, будет безусловным проигрышем для казахстанской стороны. В этом случае РК, располагая самой протяженной береговой линией, теряет 7% морского дна.
***
Первый саммит глав прикаспийских государств прошел в Ашхабаде в апреле 2002 года по инициативе Туркменистана. Диалог получил свое продолжение в столице Ирана, где в октябре 2007 года состоялся второй саммит, по итогам которого была принята Совместная Декларация.
В июле 1998 года между Казахстаном и Россией были заключены соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование, а в мае 2002 года — протокол к данному документу. 29 ноября 2001 года и 27 февраля 2003 года были заключены соглашение между Казахстаном и Азербайджаном о разграничении дна Каспийского моря и протокол к нему соответственно.
Также между Казахстаном, Азербайджаном и Россией 14 мая 2003 года было заключено соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря.
Комментарии